СЮРРЕАЛИЗМ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

СЮРРЕАЛИЗМ

СЮРРЕАЛИ́ЗМ (франц. surrealismе, букв.- сверхреализм), направление в иск-ве 20 в., провозгласившее источником иск-ва сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логич. связей, заменённых свободными ассоциациями. С. сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма [писатели А. Бретон, Ф. Супо (Рh. Soupault), Т. Тцара, художники М. Эрнст (М. Еrnst), Ж. Арп (J. Аrр), Ж. Миро]. С 1930-х гг. [художники С. Дали, П. Блум (Р. Вlumе), И. Танги (Y. Таnguy)] гл. чертой С. стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, к-рым виртуозно придаётся видимая предметно-пластическая достоверность.

Толковый словарь Ефремовой

СЮРРЕАЛИЗМ

м.
Направление в авангардистском искусстве XX в., объявившее своею задачей бесконтрольное воспроизведение сознания и особенно подсознания и - как следствие - породившее причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов.

Словарь иностранных слов

СЮРРЕАЛИЗМ

[фр. surrealisme букв, сверхреализм] - сменившее дадаизм направление в авангардистском искусстве 20 в., объявляющее своей задачей бесконтрольное, "автоматическое" воспроизведение сознания и особенно подсознания, что порождало причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов.

Орфографический словарь Лопатина

СЮРРЕАЛИЗМ

сюрреали́зм, -а

Большой русско-английский словарь

СЮРРЕАЛИЗМ

муж.
иск. surrealism

surrealism


Русско-немецкий словарь

СЮРРЕАЛИЗМ

сюрреализм м иск. Surrealismus m неизм.

Большой русско-украинский словарь

СЮРРЕАЛИЗМ

сущ. муж. рода , только ед. ч. иск. сюрреалізм

Русско-испанский словарь

СЮРРЕАЛИЗМ

сюрреал́изм

м. иск. sobrerrealismo m , superrealismo m , surrealismo m

Русско-голландский словарь

СЮРРЕАЛИЗМ

сюрреали́зм
m
arts. surrealísme het


Новейший философский словарь

СЮРРЕАЛИЗМ

(фр. surrealite - сверхреальность) - художественное течение в рамках модернизма, продолжающее - вслед за экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом - тенденцию поиска "подлинной реальности" и открывающее таковую в личностно-чувственной сфере субъективности. Основные представители: А. Бретон, Ф. Супо, А. Массон, X. Миро, М. Эрнст, С. Дали, Р. Магритт, И. Голль, P.M. Эчау-рена, И. Танги и др. Термин "С." был впервые употреблен не принадлежащим к С. Г. Аполлинером в 1917. Культурным прецедентом, оцениваемым в ретроспективе как предтеча С, выступает французский журнал "Литература", возглавляемый А. Бретоном, Ф. Супо и Л. Арагоном. Первое произведение С. - роман А. Бретона и Ф. Супо "Магнитные поля". В 1924 выходит первый номер журнала "Сюрреалистическая революция" и первый "Манифест С", написанный Бретоном. Как и предшествующие направления модернизма, С. центрирован на проблеме подлинности бытия в противовес мнимому быва-нию. Экспрессионизм и кубизм искали его в моделях альтернативных миров и структурных единицах мироустройства, фиксирующих бытие, "как оно должно быть" (П. Пикассо); футуризм - в динамизме движения; искусство "новой вещественности" - в достоверности обыденной повседневности ("магический реализм" как программа преодоления быта посредством "заговаривания его любовью": А. Канольд, Г. Шримпф, К. Гросберг, К. Мензе), риджионализм - в этнически окрашенных социокультурных средах (англ. regional - местный: Т. X. Бентон, Г. Вуд, Дж. С. Кэрри). В отличие от этого, С. ориентирует поиск подлинной реальности на принципиально иную сферу. Прежде всего, он фиксирует подлинность как свободу: "единственное, что еще может меня вдохновить, так это слово "свобода" (Бретон). По самоопределению, С. "возвещает о... абсолютном конформизме с такой силой, что отпадает сам вопрос о возможности его привлечения - в качестве свидетеля защиты - к судебному процессу над реальным миром" (Первый "Ман…
Полное определение слова «СЮРРЕАЛИЗМ»
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005

СЮРРЕАЛИЗМ

(сверхреализм) – упадочническое направление в буржуазном искусстве и литературе ХХ века, основным эстетическим принципом которого является отражение любых случайных «видений» больного сознания (галлюцинации, инстинкты), бредовой фантазии и т.д. Сюрреалисты представляют реальный мир, лишённым какого-либо внутреннего смысла, поэтому предметы приобретают в их творениях деформированный характер. С. опирается на самые реакционные философские теории. «Художественная концепция сюрреализма: границы личности и мира расплылись. Нет ничего определённого, всё искажается, смещается, расплывается. Мир – беспорядочная масса явлений, личность не знает, где начинается её «я» и где оно кончается, где мир и что он такое. Принцип сюрреалистической поэтики – сверхметафоричность» (Ю.Б. Бореев).