МАСТИКА: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

МАСТИКА

(замазки, склеивающие составы и проч.). ≈ К М. относятся разного рода вещества (смеси, композиции), которые служат главным образом для склеивания, цементирования предметов, для заполнения разных пустот, трещин, пор, напр. чтобы делать предметы непроницаемыми для воды, др. жидкостей и для газов. Вообще говоря, на практике не делают разницы между М. и замазками, и к М. часто относят многие вещества, служащие в виде лаков. В качестве цементирующих составов М. должны иметь в известных условиях некоторую пластичность, подвижность и в этом отношении они представляют большое разнообразие. В одних случаях это полужидкий раствор соответственных веществ, который затвердевает вследствие испарения растворителя; в других ≈ затвердевание обусловливается химическим процессом, происходящим во взятых веществах; третьи, наконец, будучи тверды при обыкновенной температуре, применяются в расплавленном виде и затвердевают при охлаждении. В состав М. входят самые разнообразные вещества: из твердых можно назвать: мел, известь, гипс, песок, пемзу, глину, толченое стекло, белила, железные опилки, глет, сурик, мумию, серу, белок, крахмал, муку, воск, камеди, разные смолы и пр.; из жидких ≈ разного рода масла (льняное, конопляное и пр.), воду, спирт, хлороформ, сероуглерод, скипидар, бензин и пр. Выбор веществ и пропорций смеси зависит от назначения М. и условий применения; в одних случаях они должны сопротивляться действию высокой температуры, в других ≈ не изменяться от кислот, в третьих ≈ быстро твердеть и пр.; одни назначаются для замазывания технических приборов, другие для склеивания мелких вещиц и т. д. Обыкновенно отличают: 1) М. на масле, 2) М. со смолами, 3) М. с каучуком и гуттаперчей, 4) М. с казеином, клеем или крахмалом и 5) М. на воде, с известью, гипсом, растворимым стеклом и пр. Это деление, конечно, очень несовершенное. С другой стороны, мастику разделяют и по употреблению: М. для стекла, фарфора, металлов, дерева, камня и др. Для получения хорошей связи между составными частями мастики твердые вещества должны быть самым тщательным образом измельчены и все составные части старательно перемешаны. Кроме того, в тех случаях, когда М. готовится не на воде, все вещества должны быть хорошо высушены, иначе масса может получиться пористой, ноздреватой. При употреблении М. для склеивания вообще необходимо, чтобы соединяемые поверхности были совершенно чисты, для расплавленных М. ≈ нагреты. М. должна покрывать их тонким и равномерным слоем, и ей нужно давать время совершенно затвердеть. Укажем здесь только некоторые рецепты М. Масляные М. готовятся на высыхающих маслах (главным образом на льняном и олифе) и содержат известь, окись цинка, глет и проч.; процесс затвердевания этих М. состоит в том, что входящие в состав М. основания (известь, окись цинка, глет и проч.) обмыливают масло и образуют твердые, не растворимые в воде соединения. Этот процесс обмыливания требует известного, иногда продолжительного времени; замена льняного масла олифой ускоряет затвердевание. Необмыленное масло, пропитывая М., делает ее водонепроницаемой. Сюда относится всем известная оконная замазка (см.), суриковая и цинковая (с цинковыми белилами) замазки. Приготовление последних такое же, как и оконной замазки. Так как сурик и белила сравнительно дороги, то обыкновенно к ним примешивают мел или гашеную известь (к негашеной извести прибавляют лишь столько воды, чтобы она распалась в порошок), или даже индифферентные вещества, например песок. Пропорции очень разнообразны, и содержание сурика или белил доходит только до 10≈20%. Берут, например, для цинковой замазки 60 частей мела, 20 частей белил, 25 частей олифы (для большей мягкости и пластичности иногда прибавляют сюда около 1 часть скипидара); для суриковой замазки: мела 50 частей, цинковых белил 25 часоей, сурика 12,5 и олифы 25 частей. Вместо олифы берут иногда какой-нибудь масляный лак, напр. копаловый; это значительно повышает достоинство замазки. Служит такая замазка для соединения стекол или стекла с металлом, а также металлических труб, для замазывания трещин в дереве и проч. В архитектуре играют большую роль М., окаменевающие с течением времени, например для замазывания пазов, соединения камней, формовки орнаментов, и проч. Можно указать: "французскую М." (песка 300 частей, известняка 100 частей, глета 50 частей, льняного масла 35 частей); М. Поже (песка 315, мела 105, свинцовых белил 25, сурика прокаленного 10, раствора свинцового сахара 45, льняного масла 35 часией и каких-либо веществ для окраски, например угля) или М. такого состава: трепела 10 частей, глета 8 частей, сурика 1 часть, цинковых белил 1 часть, гашеной извести 5 частей, олифы 3,5 части. Эти М. затвердевают вполне только через довольно продолжительное время (требуя месяцы). М. Девилля, быстро затвердевающая, готовится из свинцовых белил с гипсом поровну, на льняном масле (лучше нагретом). Для замазывания паровых труб можно привести несколько рецептов М., например: графита 12 частей, тяжелого шпата 16 частей, гашеной извести 6 частей, вареного масла льняного 6 частей; или глета 25 частей, извести (распавшейся на воздухе в порошок) 10 частей, песка 10 частей и смешивают в нагретой ступке с горячим маслом. М. со смолами. Смолы (канифоль, шеллак, мастика [Mastix ≈ смола дерева Pistada lentiscus L. и др.; см. Смолы.], копал, янтарь, элеми и проч.) употребляются частью в расплавленном виде, частью в растворе, частью в смеси с веществами, которые обмыливают их подобно маслам. Вообще, они отличаются большой непроницаемостью для воды и газов, но температурным изменениям они сопротивляются очень плохо. В этой категории М. на первом месте нужно поставить сургуч. Для приготовления высших сортов его идет шеллак, к которому прибавляют некоторое количество терпентина, чтобы сделать его более пластичным, и различных минеральных веществ (магнезии, мела, гипса), а для самых высших сортов ≈ цинковых и висмутовых белил. Низшие сорта сургуча делаются на канифоли и даже на обыкновенной смоле (из каменноугольного дегтя). Для окраски сургуча берутся различные минеральные вещества (органические могут измениться при нагревании). Красный цвет достигается прибавлением киновари, сурика, окиси железа и пр., черный ≈ сажи, голубой ≈ ультрамарина (кобальтового) и пр. Из рецептов можно привести следующие: красный сургуч высшего сорта: шеллака 550 ч., терпентина 740 ч., магнезии или мела 300 ч., киновари 130 ч.; или шеллака 760 ч., терпентина 410 ч., баритовых белил 320 ч., киновари 540 ч., скипидара 40 ч. Сургуч обыкновенный: шеллака от 600 до 700 ч., терпентина 500-600 ч., какой-либо смолы (древесной) 200≈400 ч., мела или баритовых белил 200≈500 ч., киновари 200≈500 ч. Сургуч для бутылок: канифоли 16 ч., сосновой смолы 16 ч., воска или парафина 2 ч., терпентина 1 ч., окиси железа 1 ч. и охры 2 ч. При составлении физических приборов применяется М. Менделеева, служащая для соединения стеклянных или металлических поверхностей или для соединения стекла с металлом. Для приготовления ее берут 1000 ч. канифоли, 250 ч. воска, 400 ч. мумии, 1≈10 ч. льняного масла. Прежде всего, плавят воск в объемистой железной кастрюле на медленном огне; если выделяется осадок или появляется пена, то их нужно отделить сливанием. В расплавленный воск бросают по кускам канифоль и размешивают, чтобы она растворилась. Когда все растворилось, жидкость нагревают при помешивании еще часа 3, пока она не перестанет издавать терпентинного запаха (при 150≈200╟). Затем при постоянном помешивания сюда постепенно прибавляют мумии. Последняя должна быть по возможности чиста; ее хорошо прокаливают, чтобы удалить из нее воду, и просеивают. Если мумия плохо высушена, М. получается ноздреватая. После прибавления мумии вливают льняного масла. При изготовлении М. нужно избегать сильного нагревания и хорошо размешивать жидкость. Чтобы узнать, готова ли М., берут пробу, охлаждают и пробуют ногтем: если она мягка, продолжают нагревание, если же она ломается под ногтем, ее выливают в плитки (делают из пергамента коробки и их наполняют М.). Хорошая М. не должна давать в изломе раковин. Если при изготовлении взять немного больше канифоли, М. получится тверже; если больше воска, то мягче. При употреблении М., напр. для соединения стеклянных трубок или для укрепления на трубках металлических кранов и пр., прежде всего, смотрят, чтобы покрываемые М. поверхности были чисты (не покрыты жиром и пр.); потом они должны быть нагреты (градусов до 100) и сухи. Трубки вставляются одна в другую или на пробке (если нужно, конец одной из них оттягивают или расширяют, или же берут третью трубку, которая примастичивается к взятым, и пр.), или свободно. В 1-м случае, расплавив слегка М., вливают ее в кольцеобразное пространство между трубками. М. дают медленно остыть при слабом подогревании, чтобы из нее мог выделиться растворенный воздух. Если концы трубок лежат свободно один в другом, то самое лучшее, нагрев, покрыть их слоем М., а потом, при осторожном нагревании, руками втискивать между трубками слегка размягченную М. и в месте стыка образовать некоторое утолщение из нее. Мастика Менделеева прекрасно держит пустоту и не сдает при довольно высоких давлениях, если температура невысока (при 35╟ она уже размягчается). К этой группе М. принадлежат также много различных растворов смол. Напр. спиртовой раствор шеллака (100 ч. шеллака, 45 ч. спирта) часто применяется при изготовлении электрических приборов, для склеивания дерева, которое может подвергаться действию влаги и пр. В этом случае между склеивающими поверхностями, которые смазаны М., кладут обыкновенно тонкий листочек какой-либо ткани и сильно сжимают их. М. для стекла готовится из 60 ч. шеллака и 40 ч. терпентина, при осторожном нагревании; М. для рога, китового уса ≈ 10 ч. мастики (Mastix), терпентина 4 ч., льняного масла 12 ч.; или мастики 30 ч., шеллака 90 ч., терпентина 6 ч. и 90% спирта 350 ч. Для склеивания янтаря берется крепкий раствор копала в эфире или мастики (Mastix) в льняном масле. Для склеивания фарфора (нагреваемого) очень хороша мастика из 10 ч. янтаря, 10 ч. сероуглерода и 5 ч. бензина. Янтарь предварительно осторожно плавят и нагревают до тех пор, пока он не перестает выделять летучие пары, потом, охладив, его измельчают и всыпают в раствор сероуглерода с бензином. Склеивание нужно производить как можно быстрее. Для склеивания кожи берут 1 ч. асфальта, 1 ч. канифоли, 4 ч. гуттаперчи, 20 ч. сероуглерода. Твердые смолы, расплавленные, тоже дают М., напр. мастика (Mastix) одна или с терпентином (10 ч. мастики, 1 ч. терпентина). Из других М. укажем М. для керосиновых ламп: канифоли 12 ч., крепкого щелока 16 ч., воды 20 ч., гипса 20 ч. Прежде всего кипятят канифоль в щелоке, пока не растворится, охлаждают, приливают воды и прибавляют гипс; М. для вделывания ножей в ручки: канифоли 20 ч., серы 5 ч., железных опилок 5 ч. Все это плавится и заливается в ручки. Множество М. дешевых готовится на асфальте и обыкновенной смоле (сапожном варе). Напр. для закрепления железа в камне: вара 40 ч., терпентина 5 ч., серы 30 ч., железн. опилок 20 ч. и пр. М. на каучуке и гуттаперче отличаются сравнительной эластичностью, непроницаемостью для жидкостей и неизменяемостью от действия многих хим. реагентов. Здесь прежде всего нужно назвать глю-марин (glue marine). Он бывает твердый, эластичный и жидкий; служит для склеивания дерева, металлов, в особенности подвергающихся действию воды, и пр. Он в большом ходу у моряков. Для приготовления твердого глю-марина берут 1 ч. каучука, 120 ч. летучего каменноугольного масла или очищенного керосина, 20 ч. асфальта или шеллака. Прежде всего заставляют каучук разбухнуть в масле (требуется 10≈14 дней); потом плавят асфальт и приливают сюда каучуковый раствор, хорошо размешивают и выливают в жестяные формы, смазанные салом. Для употребления глю-марин очень осторожно, плавят, лучше всего в парафиновой бане при 150╟; лучше, если и склеиваемые поверхности будут тоже нагреты. В продаже наз. жидким глю-марином просто раствор каучука с асфальтом в различных растворителях (бензине, сероуглероде, петролейном эфире и пр.); иногда примешивают сюда мел. Он служит для покрывания предметов, подвергающихся действию воды, для изготовления непромокаемых тканей. Его применяют для окраски подводной части кораблей и тогда примешивают к нему иногда раствор сулемы в спирте, чтобы истреблять садящихся на корабль моллюсков и водоросли (хотя это мало помогает). Примешивая к каучуку разные красящие вещества, можно получить каучуковые краски различных оттенков: зеленые, красные, желтые и пр. Для стекла существует несколько каучуковых М., например каучука 12 ч., хлороформа 600 ч., мастики (Mastix) 120 ч.; или каучука 2 ч., хлороформа 100 ч., мастики 6 ч. Для починки резиновых калош употребляют следующую М.: готовят раствор 10 ч. каучука в 280 ч. хлороформа, потом плавят 0,1 ч. мелко изрезанного каучука с 4 ч. канифоли, прибавляют сюда 2 ч. терпентина и 40 ч. скипидара. Оба раствора соединяют вместе. Чтобы заплатать калошу, берут кусок полотна, покрывают его этой М. и приклеивают его к разорванному месту внутри калоши; после того замазывают М. наружную трещину и сглаживают поверхность. Твердую каучуковую М. получают, сплавляя каучука 150 ч., сала 10 ч., сурика 10 ч. Из М. с гуттаперчей можно указать следующие: М. для кожи ≈ раствор гуттаперчи в сероуглероде с некоторым количеством керосина; М. для склеивания кожаных ремней: нагревают при 100╟ асфальта 12 ч., канифоли 10 ч., гуттаперчи 40 ч., с 60 ч. очищенного керосина, несколько часов охлаждают и приливают 150 ч. сероуглерода. Смазанные этой М. ремни сильно сдавливаются между горячими вальцами. Для склеивания каучуковых гребней сломанные части смазывают крепким раствором гуттаперчи в сероуглероде и соединяют; после высыхания смачивают раствором серы в сероуглероде. Для стекла и кожи хороша М.: гуттаперчи 100 ч., асфальта 100 ч., скипидара 15 ч.; употребляется нагретой. Для приготовления непромокаемых тканей и для склеивания кожи очень удобна эластичная М.: гуттаперчи 10 ч., бензина 100 ч., олифы 100 ч. Для склеивания дерева, стекла, фарфора, рога и пр. удобна М.: гуттаперчи 100 ч., сосновой смолы 200 ч. В довольно большом употреблении М. на казеине, клее и крахмале. Приведем несколько рецептов М. на казеине. Для склеивания фарфора ≈ 10 ч. казеина и 60 ч. растворимого стекла; для дерева ≈ 10 ч. казеина и 5 ч. буры с водой; для металлов ≈ песка 10 ч., казеина 8 ч., гашеной извести 10 ч. с водой. Для получения долго сохраняющейся М. к казеину прибавляют камфару, напр. казеина 200 ч., камфары 1 ч., гашеной извести 40 ч. Китайская М. для дерева, бумаги и проч.: гашеной извести 100 ч., дефибринированной бычачьей крови 75 ч., квасцов 2 ч. Клеевые М. О приготовлении столярного и жидкого клея см. Клей; из других можно указать следующие. Клей для этикеток ≈ рыбьего клея 25 ч., сахара 12 ч., воды 36 ч. и несколько капель карболовой кисл. против плесени. Клей для стекла: 200 ч. клея распускают в 100 ч. воды при нагревании и прибавляют гашеной извести 50 ч.; его употребляют горячим. Алмазный, или ювелирный, клей для стекла или драгоценных камней, т. наз. "армянский" и "турецкий клей", готовится на воде со спиртом из рыбьего клея с примесью смол (Mastix, Galbanum, Aminoniakharz), присутствие которых делает клей мало изменяемым от воды; этого же достигают прибавкой терпентина, олифы и пр. Для склеивания хрусталя или фарфора пользуются нагретым раствором желатины в 50% уксусной кислоте. Для склеивания стекла пользуются способностью клея с хромовой кислотой делаться на свету не растворимым в воде: берут 5≈10 ч. желатина, 90 ч. воды, и раствор 1≈2 ч. двухромовокалиевой соли в 19 ч. воды. Склеенное этой М. стекло выставляется на свет на продолжительное время. Применима также способность клея давать с танином не растворимое в воде соединение, например для приклеивания кожи к металлу кожу смачивают крепким горячим раствором клея и прижимают к металлу с шероховатой поверхностью, потом ее пропитывают отваром чернильных орешков. Относительно крахмальных М. см. Клейстер. Глицериновая М. Глицерин с глетом дает прекрасную М., быстро застывающую и не изменяющуюся от действия многих химич. реагентов (кислот, щелочей, хлора, паров спирта и проч.). Она может служить для склеивания дерева, металла, стекла и пр. Для приготовления ее берут, по возможности, концентрированный глицерин и смешивают его с тонким порошком глета, пока не получится густое тесто. Затвердевание массы происходит вследствие образования глицерида свинца. Сахарная М. Растворяют 12 ч. сахара в 36 ч. воды и при нагревании прибавляют сюда 3 ч. гашеной извести, нагревание продолжают при помешивании около часа, потом сливают прозрачную жидкость с нерастворившейся извести; полученный раствор, содержащий сахара кальция, служит для приготовления очень известной М. "синтетикон". Берут 15 ч. его и размачивают в нем 3 ч. клея в течение суток, потом нагревают, чтобы клей растворился, и кипятят несколько минут. В большом ходу М. с гипсом. Сернокислый кальций, обезвоженный около 150╟, как известно, при размешивании с водой (так, чтобы образовалось тесто), быстро разогревается и твердеет. Если вместо воды взять насыщенный раствор квасцов, то затвердевание идет гораздо медленнее. При изготовлении этого рода М. к гипсу примешивают негашеной извести, железных опилок, белок, гуммиарабик и проч. Например, для склеивания металла, стекла и проч.: 21 ч. обожженного гипса, 3 ч. железных опилок, 10 ч. воды, 4 ч. яичного белка или гипса 50 ч., негашеной извести 10 ч., белка 20 ч. Хорошая М. получается от прибавки к гипсу гуммиарабика, который берется или в растворе, или примешивается в твердом виде. Растворимое стекло служит для получения быстро твердеющих водоупорных М. Оно употребляется в смеси с мелом, известью, окисью цинка или перекисью марганца. Затвердевание обусловливается образованием не растворимых в воде силикатов. Таковы М. из 80 ч. перекиси марганца, 100 ч. цинковых белил и 20 ч. растворимого стекла. Эта М. быстро твердеет и служит для соединения труб, подвергающихся накаливанию, при чем она образует стеклообразную массу. Другая М.: мела 100 ч., растворимого стекла 25 ч. или, например, негашеной извести 10 ч., мела 100 ч., растворимого стекла 25 ч. и пр. Большое значение для практики имеют М., сопротивляющиеся действию высокой температуры, при чем они образуют стеклообразную массу. Состав их самый разнообразный, напр.: 20 ч. железных опилок, 45 ч. глины и 10 ч. перекиси марганца смешивают с водой, содержащей 5 ч. буры и 5 ч. поваренной соли, или 100 ч. опилок, 50 ч. глины, 10 ч. поваренной соли, 20 ч. песка растирают в тесто с водой. Для склеивания фарфора употребляют М., состоящую из 80 ч. сурика, 80 ч. безводной буры, 10 ч. мела, размешанных с водой в виде теста; им смазываются склеиваемые предметы и нагреваются в муфеле при высокой температуре. С . Вуколов. Δ.