КЛАССИЦИЗМ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИ́ЗМ (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в лит-ре и иск-ве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к антич. наследию как к норме и идеальному образцу. К. сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. К. был связан с Просвещением; основываясь на идеях филос. рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого обществ. содержания, возвышенных героич. и нравств. идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этич. идеям, воспитат. программе иск-ва эстетика К. устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода; ист., мифол., религ. картина и т.д.) и "низких" (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т.д.). В лит-ре (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И.В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значит. этич. коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального иск-ва [Мондори (Mondory), Т. Дюпарк (Т. Duparc), М. Шанмеле, А.Л. Лекен, Ф.Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф.К. Нейбер в Германии, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский в России] характерны торжеств., статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В муз. т-ре утвердились героика, приподнятость стиля, логич. ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж.Б. Люлли во Франции) или вок. виртуозность в ариях (итал. опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К.В. Глюка в Австрии). Архитектуре К. (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж.А. Габриель, К.Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси в России) присущи чёткость и геометризм форм, рациональная ясность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным дек…
Полное определение слова «КЛАССИЦИЗМ»
Большой российский энциклопедический словарь

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИ́ЗМ ВЕЙМАРСКИЙ, направление в нем. просветит. лит-ре 80-90-х гг. 18 в. Представлен произв. И.В. Гёте и Ф. Шиллера периода их творч. содружества в г. Веймар, теоретич. трудами И.И. Винкельмана, И.Г. Гердера, В. Гумбольдта. Вызванный кризисом "Бури и натиска" , обращался к античности как идеалу формирования гармонич., свободной и гуманной личности. Стремился к обобщённости и естественности образов, строгой завершённости формы, сочетал рационалистич. ясность и тонкий лиризм.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

КЛАССИЦИЗМ

классицизма, мн. нет, м. (нем. Klassizismus) (книжн.). 1. Система образования на основе изучения классических древних языков (греческого и латинского). В 70-х и 80-х годах 19 в. в русской школе царил классицизм. 2. Направление в литературе, характеризующееся соблюдением правил античной поэтики (истор. лит.). Классицизм ведет свое начало от французских писателей 17 в.

Направление в изобразительных искусствах, характеризующееся преобладанием античных мотивов (истор. искус.). 3. Тип, манера художественного творчества, характеризующиеся стройной отчетливостью, ясностью, законченностью, гармонией между формой и содержанием (лит. искус.). Классицизм Гёте. Классицизм Пушкина.

Толковый словарь Ефремовой

КЛАССИЦИЗМ

1. м.
Направление в литературе и искусстве XVII в.-начала XIX в., характерной особенностью которого было обращение к образцам и формам античного искусства как наиболее совершенным.
2. м.
Система образования, в основу которой положено изучение древних языков (древнегреческого, латинского) и античности.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

КЛАССИЦИЗМ

≈ слово, употребляемое: а) как литературный термин и б) как обозначение системы среднего образования. В том и другом случае оно происходит от латинского слова classis, обозначавшего разряды (классы), на какие, сообразно имущественному цензу, были разделены Сервием Туллием римские граждане, причем из всех пяти классов оно особенно прилагалось к первому классу, члены которого назывались classici (Gell., "Noctes Atticae", VII, 13). В эпоху Возрождения этим именем стали называть ≈ чему пример подан был еще в древности Геллием ("N. А.", XIX, 8) ≈ лучших писателей римской литературы, писателей золотого века, а затем оно было перенесено и на всю древнюю, как римскую, так и греческую, литературу, изучение которой стало синонимом литературного образования. Отсюда в литературном отношении К. стало называться направление, основанное на изучении писателей классической, т. е. греко-римской древности, как писателей образцовых по форме изложения, которые вместе с тем давали новым писателям и значительную долю содержания. Этому направлению впоследствии стали противополагать романтизм, который в свою очередь уступил место другим направлениям. Как школьная система, К. есть система образования, в которой главными предметами обучения считаются древние языки, латинский и греческий (см. Древние языки), и которой противополагается реализм (см.), вместо древних языков выдвигающий на первый план новые языки и естественные науки. А. Модестов. Классицизм (как школьная система). Поскольку речь идет о так называемом среднем образовании, подготовляющем к университету и сообщаемом в гимназиях или в учебных заведениях, гимназиям соответствующих (лицеи во Франции, грамматические школы в Англии), классическое образование господствует ныне в Европе повсеместно. К древним языкам в этих школах присоединяется в значительном числе уроков общая математика, а все прочие предметы имеют значение лишь добавочных. Сосредоточение учебных занятий на древних языках составляет существеннейшую черту классической систем…
Полное определение слова «КЛАССИЦИЗМ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм и романтизм в живописи

≈ Живопись, как выразительница господствующих понятий об искусстве, во всех странах переживала различные периоды, меняя свое направление. Но нигде не характеризовалась история живописи так определенно, как во Франции в различные эпохи, в зависимости от жизни и стремлений современного общества. В прошедшем и нынешнем столетиях несколько различных стилей сменяют во Франции друг друга после более или менее продолжительной борьбы между двумя направлениями ≈ предшествующим и его сменяющим. Такая борьба не была только безмолвным состязанием между картинами на выставках, но сопровождалась горячими обсуждениями в печати, волновала общество и изменяла его взгляды на отношения искусства к действительности. Стиль рококо, господствовавший в XVIII столетии, должен был уступить место К., который в свою очередь был почти подавлен романтизмом, а за этим последним наступил реализм в его многообразных видах. Смена рококо К. и нарождение романтизма составляют предмет этой статьи, и то лишь по отношению к живописи. Кроме того, см. статьи: Стиль, Реализм в живописи, Французское искусство (история), Рококо. Статья разделена на следующие части: 1) Живопись во Франции до большой революции и Давида; 2) Живопись от Давида до Делакруа; 3) Жерико, Делакруа и его последователи; 4) К. и романтизм в Германии. [В этой статье говорится о деятельности многих художников, но большие подробности о главнейших из них содержатся в отдельных их биографиях. Здесь помещается алфавитный список тех жизнеописаний, который уже имеются в "Словаре": Бугро, Буше, Ванлоо, Ватто, Викар, Вьен, Гамон, Генелли, Геннекен, Герен, Грёз, Гро, Давид, Декан, Делакруа, Деларош, Диаз, Дольчи, Друэ, Жерар, Жерико, Жером, Жироде, Изабе, Кабанель, Карстенс.] 1) Живопись до реформы Давида. Превосходные образцы греческого и отчасти римского искусства высоко почитались с давних времен. В XVI столетии итальянцы Людовик Дольчи и Беллори (или Боллори) даже формально внушали своим ученикам идеи о формах нормальной красо…
Полное определение слова «КЛАССИЦИЗМ»
Словарь иностранных слов

КЛАССИЦИЗМ

[нем. klassizismus < лат. classicus первоклассный, образцовый] - 1) зародившееся во франции направление в европейской литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., разработавшее строгие стилистические нормативы и иерархию "высоких" и "низких" жанров по античным образцам; 2) художественный стиль в зап. европе 17 - нач. 19 вв. в в россии 18 - нач. 19 вв., обращавшийся к античности и к античному искусству как к норме в идеальному образцу.

Орфографический словарь Лопатина

КЛАССИЦИЗМ

классици́зм, -а

Большой русско-английский словарь

КЛАССИЦИЗМ

муж.
лит. иск. classicism

м. classicism


Русско-немецкий словарь

КЛАССИЦИЗМ

классицизм м Klassizismus m неизм.

Большой русско-украинский словарь

КЛАССИЦИЗМ

сущ. муж. рода , только ед. ч. иск. класицизм

Русско-французский словарь

КЛАССИЦИЗМ

м.
classicisme
m
ж'ивопись классиц'изма — peinture f classique ( или du classicisme)


Русско-испанский словарь

КЛАССИЦИЗМ

классиц́изм

м. clasicismo m

Русско-голландский словарь

КЛАССИЦИЗМ

классици́зм
m
classicisme het


Русско-грузинский словарь

КЛАССИЦИЗМ

მ. კლასიციზმი.

Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005

КЛАССИЦИЗМ

– художественное направление и стиль в искусстве и литературе ХVII–начала ХIХ в., восходящее к античности и эпохе Возрождения. Для К. характерны высокая гражданская тематика, отражение жизни в идеальных образах, опора на античное наследие. К-ом. разработаны строгие стилистические нормативы, деление на «высокие» и «низкие» жанры», при этом индивидуальная лирика отрицалась. Великие представители К. – Вольтер, Г.Державин, И.Гёте, М.Ломоносов. Зародившись во Франции, К. получил распространение в России в ХVIII– начале ХIХ века. «Искусству классицизма присущи гражданский пафос, государственность концепции, вера в силу разума, чёткость и ясность моральных и этических оценок» (Ю.Б.Борев). «Своеобразие русского классицизма состояло в его национальном колорите, в том, что его произведения создавались на материале не Древней Греции и Рима, а отечественной истории… Насыщая своё творчество национально-патриотическими мотивами, русские классицисты приближали тем самым литературу к демократическому читателю» (Н.Гуляев).