ГЛАС: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ГЛАС

ГЛАС (греч. ;chos), в др.-рус. церк. пении ладово-мелодич. модус. Г. различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодич. содержанию и кол-ву попевок. Вместе они образовали систему осмогласия .

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ГЛАС

ГЛАС -а, м. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.). * Глас вопиющего в пустыне (книжн.) - безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, к-рый в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу]. Трубный глас (высок.) - призыв к ответу за всё содеянное [по евангельскому сказанию о трубах архангелов, призывающих к ответу в день Страшного суда]. Ни гласа ни воздыхания (устар. и ирон.) - о полной тишине или молчании в ответ на зов.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ГЛАС

гласа, м. 1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). Все природы голоса сливались тут, не раздался... лишь человека глас. Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий). 2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.

Толковый словарь Ефремовой

ГЛАС

м.
1)
а) Вид лада в церковной музыке.
б) Напев, входящий в систему церковного пения.
2) устар. То же, что: голос (1,3,6).

Толковый словарь В. И. Даля

ГЛАС

м. голос, во всех знач. взывания, звук, звон, шум и пр. Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему : запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный прилаг. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый; всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый. Сущ. м. член думы или магистрата, избираемый от купечества и заседающий с правом голоса. Гласная буква, самогласная, произносимая по себе, без помощи другой : а, е, и, о, у, ы, и пр. Гласность ж. известность, общеизвестность чего, оглашение, огласка. Гласник м. тетрадь, содержащая указание церковных напевов, или голоса, напевы положенные на ноты. Гласобежание стар. церк. мелодия, движение голоса чрез степень (интервал) 2, 3, 4, редко 5, никогда 6 и 7. Гласопременность, в древнем осмогласном пении : перемена значения крюка, смотря по тому гласу, в котором крюк стоит; иногда то же, что в западном столбовом пении (cantus planus) mutatio, nuance. Глашать, гласить что, взывать, издавать голос, слова, речи; говорить, вещать, произносить, звать, называть, призывать. -ся, быть глашаему. Гласится, ему не сдобровать, орл. слышится, молва идет; думается, видится. Глашение ср. взывание, вещание. Глашатель, гласитель м. -ница ж. возглашатель, кто громко что-либо говорит, вещает. Глашатай, всенародный вестник, возвестник, вещатель, оглашатель, объявитель, бирюч, герольд.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ГЛАС

(церк.-слав.) ≈ в техническом смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом Г. главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта). Правосл. греко-российская црк. приняла от греческой восемь Г. или муз. ладов, на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением или изрядным осмогласием. Во всех нотных и ненотных богослужебных книгах Г. обозначаются в заголовке первыми по счету славянскими цифрами. Г. распадается на две четверицы (тетрахорд) ≈ верхнюю и нижнюю. Восемь Г. првсл. црк. схожи с восемью церковными ладами зап. црк., которые основаны на греческих ладах. Эти лады следующие: дорийский от до ré, фригийский ≈ от mi до mi, лидийский ≈ от fa до fa, миксолидийский ≈ от sol до sol (на фортепиано все эти лады состоят только из белых клавишей, взятых под ряд). Эти четыре лада называются амвросианскими, или аутентическими. Св. Григорий Двоеслов к этим четырем ладам прибавил еще четыре, из которых каждые отстоят на чистую кварту вниз от первоначальных. Эти лады носят название григорианских, или плагальных. Их греческие названия те же, но только с присоединением слова гипо: гиподорийский ≈ от la до la, гипофригийский ≈ от si до si, гиполидийский ≈ от do до do, гипомиксолидийский ≈ от до . Св. Иоанн Дамаскин в своем октоихе надписал, над текстом, нотными знаками (крюками), песнопения, с соблюдением требований Г. В настоящем своем виде октоих содержит мелодии не одного Дамаскина, но и других песнопевцев. Под словом осмогласие не следует подразумевать хор, положенный на восемь голосов. Оно обозначает пение церковных мелодий, написанных сообразно требованиям церковных ладов, или Г. См. Разумовского, "Церковное пение в России" (М., 1867). Н. Соловьев.

Этимологический словарь Фасмера

ГЛАС

•церк. и поэт., гла́сный "публичный", также "городской депутат", производное от глас "голос". Подробнее см. на го́лос.