ВЕЩЬ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ВЕЩЬ

вещи, мн. вещи, вещей, ж. 1. Неодушевленный предмет, принадлежащий к движимому имуществу. В комнате из моих вещей остались только диван, комод и два стула. 2. только мн. Имущество, пожитки. Сосед забрал свои вещи и уехал из города.

чаще мн. Платье, одежда. Носильные вещи. Теплые вещи. 3. Сверток, тюк и вообще всякий отдельно запакованный предмет, являющийся багажом. мне трудно нести больше двух вещей. 4. предмет физического мира, могущий быть чьей-н. собственностью Обстоятельство, дело, явление (разг.). Одна вещь нее понравилась мне в моем новом знакомом: он заметно картавил. Простой взгляд на вещи. Вот какая вещь случилась со мной.

Что-то, Нечто (в сочетании с прил.; разг.). Остроумие - великолепная вещь. Достоевский. 8. только ед. Нечто значительное, имеющее успех (разг.). Водевиль есть вещь, а прочее всё гиль. Грибоедов. Вот это вещь! Вещь в себе (перевод нем. Ding an sich) (филос.) - предмет в своей сущности, независимо от субъективных форм познания (первонач., в философии Канта, непознаваемая сущность явлений).

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ВЕЩЬ

Вещь в философии

≈ в общем и широком смысле под этим словом разумеется все, что имеет действительное и самостоятельное (физически или метафизически) существование. В этом смысле и духовное существо определяется как вещь, именно как В. мыслящая (по Декарту ≈ res cogitans, chose pensante), а также и подлинная сущность всякого бытия, безотносительная к познающему субъекту и к условиям его познания, называется вещью, именно вещью в себе или о себе (Ding an sich, по Канту). В этом своем значении понятие вещи противополагается, с одной стороны, тому, что не имеет действительного бытия, а только мнимое или воображаемое, а с другой стороны ≈ тому, что хотя и существует, но лишь в другом или при другом, как его свойство, атрибут и т. п. В более тесном смысле вещами называются только предметы бездушные и страдательные в противоположность существам одушевленным и деятельным. Наконец, в третьем, специальном значении понятие вещи противополагается понятию свободного лица, и к вещам причисляются предметы хотя бы и одушевленные, но не имеющие нравственной свободы по существу (каковы животные) или же только лишенные юридической самостоятельности (каковы рабы или невольники); здесь под вещью разумеется все, что может быть чьей-нибудь собственностью. Оставляя в стороне этот последний смысл, как принадлежащий более к области юридической, должно заметить, что философский смысл слова вещь сводится к одному из двух понятий: или к понятию метафизической субстанции (см. это слово), или к понятию физического тела (см. это слово). А так как между этими двумя понятиями есть существенная разница ≈ ибо физическое тело есть только явление, а не субстанция, ≈ то общий термин вещь , относимый одинаково и к той и к другой категории бытия (и к сущностям, и к явлениям), теряет всякий определенный смысл и совпадает с неопределенным местоимением что-то , что-нибудь (как это особенно ясно выражается в английском и французском языках: something, quelque-chose). Владимир Соловьев.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ВЕЩЬ

Вещь в юридическом смысле

≈ всякий предмет, существующий как физическое тело и доступный для человеческого обладания, напр. земельный участок, животное, домашняя утварь и т. п. Как термин юридический вещь соответствует res римского права; он употребляется почти исключительно в юридической литературе, в русском же законодательстве ему предпочитается менее точный термин имущество (см. это сл.), хотя местами закон говорит и о вещах, разумея под ними движимости (но не движимые капиталы). Римские юристы, кроме вещей телесных (res corporales), исчерпывающих собой современное значение термина, говорили еще о вещах бестелесных (res incorporales,), куда относили разного рода права (напр. право наследования, право сервитута). Люди в качестве рабов считались вещью всюду, где признавалось рабство; но аксиома современного права состоит в том, что человек не может быть вещью. Юристы различают разные категории вещей (divisio rerum). Одни из этих делений отличаются более безусловным характером, т. е. юридические отношения, устанавливаемые для одной из категорий, всей своей совокупностью не походят на юридические отношения, установленные для противоположной категории. Таково было древнеримское деление вещей на манципационные (res mancipi) и неманципационные (res nес mancipi), позже потерявшее всякое значение и ничем не отразившееся в современном праве. Римское же разделение вещей на В. вне гражданского оборота (res extra commercii) и В., состоящие в обороте (res in commercio) с некоторыми видоизменениями применимо и к праву нашего времени (см. Гражданский оборот). Другие деления вещей на категории более относительны: они имеют в виду какое-нибудь ограниченное различие в юридических отношениях. В известных случаях одна и та же В. по усмотрению правообладателя может принадлежать то к одной, то к другой категории; напр. по некоторым законодательствам от усмотрения собственника морского или речного судна зависит объявить его движимостью или недвижимостью и этим обусловить те или другие свойства своего юридического облад…
Полное определение слова «ВЕЩЬ»
Словарь русских синонимов Н. Абрамова

ВЕЩЬ

вещица, нечто, что-то, предмет, материя, материал, безделушка. Он написал прекрасную вещь.
|| в порядке вещей, велика вещь, вещи, две разные вещи