БИБЛИЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

БИБЛИЯ

БИ́БЛИЯ (от греч. biblia, букв.- книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христ-ве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Б., первая по времени создания, получила у христиан назв. Ветхий Завет, др. часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, наз. Новый Завет. За этой терминологией стоит христ. представление, согласно к-рому "завет" (мистич. договор или союз), заключённый Богом с одним народом (евреями), сменён благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключённым уже со всеми народами. Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета (араб. Таурат - Тора), ни Нового Завета (араб. Инджиль - Евангелие), в принципе признаёт их святость, и персонажи обеих частей Б. (напр., Ибрахим, т.е. Авраам, Иусуф, т.е. Иосиф, Иса, т.е. Иисус) играют важную роль в исламе начиная с Корана. Ветхий Завет состоит из памятников др.-евр. лит-ры 12-2 вв. до н.э., написанных на др.-евр. и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла:

• Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею;

• Пророки - неск. древних хроник и собственно пророческие соч., принадлежащие или приписываемые нар. проповедникам 8-5 вв. до н.э.- Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 "малым пророкам", а также книга Даниила, датируемая 2 в. до н.э.;

• Писания, или Агиографы,- собр. текстов, относящихся к разл. поэтич. и прозаич. жанрам (религ. лирика, сб-ки афоризмов, назидат. повести, хроникальные тексты и др.). Новый Завет состоит из памятников раннехрист. лит-ры 2-й пол. 1 в. и нач. 2 в. н.э., написанных в осн. на греч. яз. [четыре Евангелия, т.е. "благовестия" о жизни и учении Христа (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов, 21 послание апостолов - Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота!) и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис].

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

БИБЛИЯ

БИБЛИЯ -и, ж. (Б прописное). Канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии (Ветхий Завет). Христианская часть Библии (Новый Завет). II прил. библейский, -ая, -ое. Библейские сказания. Библейское лицо (перен.: иконописное).

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

БИБЛИЯ

библии, ж. (греч. мн. biblia - книги) (церк. лит.). 1. Книги т. наз. священного писания у евреев.

То же, как часть священного писания у христиан, т. наз. Ветхий Завет. 2. Свод всех книг т. наз. священного писания у христиан, включая Ветхий и Новый Завет (реже).

Толковый словарь В. И. Даля

БИБЛИЯ

ж. Слово Божие в полноте своей, Святое Писание ветхого и нового заветов; иногда отделяют последний, и собственно Библией называют один ветхий завет. Библейный, библейский, относящийся к Библии. Библейник м. ученый изыскатель, толкователь Библии, богослов. Библейщина ж. содержание Библии, библейское повествование. Библиотека ж. (библия собств. книги) место для хранения книг и самое собрание их; книгохранилище, книжница; библиотечный, ей принадлежащий, к ней относящийся, книжничный. Библиоmекарь м. смотритель книжницы, книгохранитель; библиотекарев, ему принадлежащий, библиотекарский, ему, званию его свойственный. Библиомания ж. страсть к редким или роскошно изданным, дорогим книгам; библиофил, а в высшей степени библиоман м. любитель и собиратель таких изданий. Библиография ж. наука описания книг, по внутренним и внешним качествам их, и самое описание; книгознание, книговедение, книгоописание, книгоопись. Библиографический, книгоописательный, книгоописный. Библиограф м. занимающийся этой наукой или делом.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БИБЛИЯ

≈ Библия (с греч. τά βιβιλία ≈ книги) называется в христианской церкви собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Св. Духа чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Это название в самых свящ. книгах не встречается и впервые приложено к собранию священн. книг на Востоке в IV в. св. Иоанном Златоустом и св. Епифанием Кипрским. Евреи свои священ. книги обозначали названиями: писания , св. писания , завет , книги завета , закон и пророки . Христиане новозаветные писания обозначали названиями Евангелие и Апостол. Библия разделяется на два отдела ≈ Ветхий завет и Новый завет. К первому принадлежат книги, написанные в дохристианское время на еврейском языке и чтимые свящ. как у евреев, так и у христиан. Ко второму принадлежат книги, написанные на греч. языке боговдохновенными мужами церкви христианской ≈ апостолами и евангелистами. Ветхий Зав. состоит из 39 книг, искусственно считаемых за 22, по числу букв еврейск. алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого. Все 39 книг Ветх. Зав. разделяются евреями на три отдела. Первый называется Закон ( Тоpа ) и содержит пять книг Моисея: Бытия, Исхода, Левит, Числ, Второзакония. Второй отдел, под названием Пророки , обнимает книги: Иисуса Навина, Судей, 1-ю и 2-ю кн. Царства, или кн. Самуила (считаются за одну книгу), 3-ю и 4-ю кн. Царств (считаются за одну книгу), Исаии, Иеремии, Иезекииля, кн. Двенадцати малых пророков (считаются за одну книгу). К третьему отделу под названием: ≈ Св. Писания принадлежат: кн. Иова, Руфь, Псалмы, Притчи, Песнь Песней, Екклесиаст, Даниила, Плач Иеремии, Ездры и Неемии (считаются за одну книгу), 1-я и 2-я Паралипоменон (считаются за одну книгу) и кн. Есфири. ≈ Соединяя кн. Руфь с кн. Судей в одну книгу, а также Плач Иеремии с кн. Иеремия, получим вместо 24 книг 22. Двадцать две священных книги и считали в своем каноне древние евреи, как свидетельствует Иосиф Флавий. Таков состав и порядок книг в еврейск. Библии. Все эти книги с…
Полное определение слова «БИБЛИЯ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БИБЛИЯ

Библия Рафаэля

≈ так называются картины Рафаэля на сводах "Лож Ватикана", т. е. галереи, освещенной аркадой в тринадцать пролетов, выходящей во двор св. Дамаза в Ватиканском дворце, в Риме. Картины эти исполнены по заказу папы Льва X. Рафаэль участвовал в них, впрочем, только сочинением, а выполнение их предоставлял разным своим ученикам. Большинство изображенных событий относится к Ветхому Завету и только немногие к Новому. Точная копия Библии Рафаэля находится в особой галерее Император. спб. Эрмитажа, для которого она была исполнена по заказу императрицы Екатерины, под наблюдением художника Унтербергера, непосредственно с оригинала, в то время, когда он лучше сохранился, чем теперь.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БИБЛИЯ

Библия бедных

(Biblia pauperum) ≈ так называлось собрание сцен и рассказов из священной истории в изображениях. Оно состоит из 40≈50 изображений с краткими объяснениями и представляло собой Библию для мирян. Но и духовенство пользовалось ею, особенно проповедники нищенствующих орденов, называвшихся Pauperes Christi. Библия для бедных, озаглавленная тоже "Historia Veteris et Novi Testamenti", была переведена на многие языки и распространена в многочисленных списках с миниатюрами. В XV в. она, как и "Speculum humanae Salvationis", была первой из напечатанных книг. В 1859 году появилось в Лондоне факсимиле экземпляра Британского музея. Biblia pauperum не надо смешивать с сочинением Бонавентуры (см. это сл.) того же названия.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БИБЛИЯ

Библия у славян

первоначально появилась, вероятно, в греч. и латин. редакциях, так как известно, что некоторые, а в особенности западные славянские племена начали обращаться в христианство еще до времен Кирилла и Мефодия. К этим докирилловским временам относятся, быть может, фризингенские отрывки (см. это сл.), которые, однако ж, большинством ученых славистов относятся к X в., и неясное известие, записанное так называемой паннонской легендой, о том, что Кирилл "обрет же тоу (в Херсоне) иеваггел(ие) и (пс)алтырь росьскы писмены писано, и чловека, обрет, глаголюща тою беседой и беседовав сь нимь и силоу речи при(ие)мь, сво(ие) и беседе приклада(ие), разлоучи писмена гласьна(иа) и сьгласьна(иа) и к Богоу молитьвоу дрьже, вскоре начеть чисти и ськазати". Каков был язык этого Евангелия и Псалтири, варяжский, готский или славянский ≈ решить невозможно. Положительно известно только то, что первые начали переводить Библию на славянский язык святые апостолы славян Кирилл и Мефодий. Рассматривая историю этого перевода, мы на каждом шагу встречаем трудные вопросы, которых с полной уверенностью решить нельзя, в особенности же невозможно ясно определить, что именно вызвало столь ранний славянский перевод Священного Писания, на каком наречии был составлен первоначальный славянский перевод, что принадлежит специально славянским первоучителям? Что касается первого пункта, о нем не говорит ни один источник: по всей вероятности, здесь действовали два побуждения: со стороны славян, которые, очутившись посреди враждовавших друг с другом цивилизаций, восточной и западной, раньше чем другие народности пришли к племенному самосознанию; и со стороны греческого императора, который желал воспользоваться случаем и привлечь к себе славян, посылая им учителей, говорящих на понятном им языке, и книги, писанные на народном или по крайней мере весьма близком к народному наречию. Но где именно господствовал язык, на который святыми братьями были переведены священные книги? был ли он наречием Македонии, Болгарии или Паннон…
Полное определение слова «БИБЛИЯ»
Этимологический словарь Фасмера

БИБЛИЯ

би́блия

•впервые в 1499 г.; см. Срезн. III, Доп. 14. Из лат. biblia от греч. βιβλίον : βίβλος, βύβλος "лыко папируса" – по названию сирийского порта Библ, откуда греки ввозили папирус; см. Клюге-Гётце 54.

Орфографический словарь Лопатина

БИБЛИЯ

Би́блия, -и (собрание священных книг иудейской и христианской религий) и би́блия, -и (перен.: главная книга для кого-н.)

Русско-латинский словарь

БИБЛИЯ

Biblia, orum, npl; Libri [orum, mpl] Sacri; Scriptura , ae, f (Sacra);