ХОР: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ХОР

Хор в музыке

(choros ≈ греч.) ≈ слово собирательное, в музыке выражающее известную звуковую группу, напр. три струны в фортепиано, настроенные в унисон, по которым бьет молоточек, прикрепленный к клавише, ≈ соединение нескольких регистров в органе в один голос при микстуре, собрание музыкантов на духовых инструментах или музыкантский X. (см. Военная духовая музыка), составляющий духовой оркестр, ≈ собрание певцов, исполняющих совместно какое-нибудь музыкально-вокальное произведение, в котором каждая партия поется несколькими однородными голосами в унисон. X. может состоять из одной партии, двух, трех, четырех и более. X. бывает мужской: двухголосный (тенора и басы), трехголосный (1-е, 2-е тенора и басы или 1-е тенора, 1-е и 2-е басы), четырехголосный (1-е, 2-е тенора, 1-е, 2-е басы); женский X. ≈ из сопрано и альтов (двухголосный), из 1 и 2 сопрано и альтов (трехголосный), из 1 и 2 сопрано, 1-х и 2-х альтов (четырехголосный); смешанный, в котором пользуются как женскими, так и мужскими голосами (двух-, трех-, четырехголосный и более). Выбор голосов для смешанного X. зависит от намерений композитора, но лучше соединять голоса, сильно отличающиеся как по объему, так и по звуковой области, напр. сопрано и бас. Из смешанных X. наиболее употребителен четырехголосный, состоящий из сопрано, альтов, теноров и басов. Если в смешанном X. разделить одну из партий на две, то образуется пятиголосный X., при делении двух партии ≈ шестиголосный, трех ≈ семиголосный, четырех ≈ восьмиголосный. Если не ко всем партиям применяется прием разделения, то следует избегать разделения той партии, в которой лежит преобладающая мелодия. Так как она преимущественно пишется в сопрано, то ее не следует подвергать делению. Хоровые партии следует писать центрально и не держать слишком долго каждый голос на слишком высокой или слишком низкой тесситуре. Объем хорового голоса ограниченнее объема голоса солиста. Крайний верхний предел хорового сопрано ля бемоль (реже ≈ ля ) во второй октаве, нижний предел ≈ ми в первой октаве. Такой же объем имеет тенор, но только октавой ниже. Крайний верхний предел альта ≈ ми во второй октаве, нижний предел ≈ ля в малой октаве. Крайний верхний предел баса ≈ ми бемоль (реже ми) в первой октаве, нормальный низкий предел ≈ фа в большой октаве, но нередко встречаются, особенно в России, хоровые басы, идущие ниже фа, до ре и даже ниже. Каждый голос по мере приближения к верхнему регистру звучит сильнее, а по мере приближения к нижнему ≈ слабее; поэтому не следует писать для X. низко, в особенности в forte, так как в последнем случае желаемая звуковая сила не получится. Расположение голосов в X. должно быть равномерное, т. е. каждый голос от своего соседа не должен отстоять более чем на сексту. Чем более сжата хоровая масса и чем более голоса находятся в звучных регистрах, тем более X. становится звучным и сильным. При широком расположении X. звучит мягче. При делении партии в X., напр. при шести- или восьмиголосном сочетании, X. звучит сочно, но не сильно. Партия одного голоса не должна заходить за другой, напр. альты не должны петь выше сопрано. Усиление партии или так наз. подкрепление ее партией другого голоса происходит тогда, когда одна и та же партия исполняется двумя группами голосов в унисон или в октаву, терцию, сексту. Главный принцип построения X., если нет надобности выдвигать какой-нибудь голос, заключается в том, чтобы каждая группа голосов была одинаково слышна и чтобы ни один голос не заглушал другого. Не следует постоянно придерживаться одновременного пения всех голосов. Деление X. на группы придает X. прозрачность и разные звуковые краски. X. пишется гомофонически, аккордовыми массами, с преобладающею мелодией в одном голосе, или полифонически, когда каждому голосу дается мелодический рисунок. Гомофония сообщает X. полноту и большую звучность; полифония дает более шири, интереса, но менее силы. Упорное преследование в X. только одного из этих эффектов производит монотонность. Лучше менять приемы, переходя от гомофонии к полифонии и обратно. Мелодические хоровые фигуры должны быть основаны преимущественно на диатонической гамме, а не на хроматической или на разбитом аккорде. В хоровых партиях следует избегать увеличенных и уменьшенных интервалов и больших скачков, во избежание нечистой интонации X., которая является также следствием сложных гармоний и смелых модуляций в отдаленные строи. При хоровом сочинении следует обращать большое внимание на правильность произношения текста, т. е. ставить слова так, чтобы слоги с акцентами приходились на сильные времена такта. Безукоризненная декламация нужна только у вступающих и рельефно выделяющихся голосов. Вообще, не следует злоупотреблять декламацией в ущерб мелодическому рисунку и звучности X. Для X. годятся стихи, преимущественно рифмованные, с лирическим содержанием. Текст должен быть прост, ясен и отличаться определенным настроением. Фразы стихов должны быть коротки. X. бывают духовные и светские; применяются в ораториях, кантатах, операх и в виде самостоятельных концертных номеров. Пишутся X. с аккомпанементом и без него (a cappella). Гомофонические X. с некоторой примесью полифонии пишутся в коленном складе с кодою. Полифонические X. пишутся в форме фигурованного X. (см. Фигурация), имитации, фуги. В полифонических формах текстом служит одна фраза, на которую и пишется тема, проходящая по всему сочинению, другие голоса без темы пользуются тем же текстом. Вокальная фуга, в сравнении с инструментальной, более сжата, в особенности в средней части. Н. С.