ТОВАРИЩЕСТВО: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ТОВАРИЩЕСТВО

Товарищество передвижных выставок

произведений русских художников ≈ образовалось и утверждено правительством в 1870 г. Возникновение и деятельность этого Т. составило эпоху в истории русского искусства, но для полной оценки его значения нужно предварительно изложить историю другого предшествовавшего ему общества, а именно артели художников, образовавшейся в 1863 т. из группы учеников Петербургской академии художеств, покинувших академию до окончания в ней курса, в 1863 г., под влиянием новых взглядов на академическое руководство молодыми художественными талантами. В нашей Академии художеств, как и в иностранных, господствовало направление, которое можно назвать классическим; устав академии обязывал всех учеников академии, после того как они пройдут курс рисования и живописи с натуры, писать на конкурсные темы, задаваемые академией, ≈ темы (так наз. программы) исторического, библейского и евангельского или, наконец, мифологического содержания. Во все время учения в академии профессора ее, руководя учениками, постоянно указывали им на старинные великие образцы итальянской школы, как содержавшие в себе все, что обусловливает высоту так называемой исторической живописи, а на другие роды живописи, в числе которых была и бытовая, или жанровая, смотрели как на второстепенные, занятие которыми в стенах академии было едва терпимо. Такое эстетическое учение было заимствовано от главарей западных академий художеств и переходило различные фазы у нас, подобно тому как и на Западе, с разницею лишь во времени, а именно и тогда и теперь новое эстетическое течение начиналось у нас в то время, когда у иностранцев оно достигало полной силы или даже ослабевало и сливалось с новейшим и позднейшим течением. В конце XVIII стол. славился своими бытовыми, семейными картинами Грёз, но с наступлением Французской революции изменились взгляды и на цель искусств, и Давид со своим псевдоклассицизмом до того изменил направление в живописи, что произведения Грёза сделались совершенно ненужными современникам, так что он был вынужден прекратить свою деятельность. У нас в начале XIX столетия Венецианов писал картины деревенского быта, несколько холодные и с действующими лицами, несколько облагороженными; избранный им род живописи считался лишь "приятным" ≈ по выражению Оленина, тогдашнего президента Академии: "Он (Венецианов) даже образовал целую школу молодых сего рода живописцев, от которых должно ожидать со временем больших успехов и совершенства, особливо в перспективных видах внутренности зданий" ["Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств" (1829 г.) А. Н. Оленина.]. Когда появились картины Федотова (1850), который вообще произвел немного, общее внимание было возбуждено сатирическим, как тогда казалось, направлением этого художника. Академия благоразумно допускала новое направление живописи и даже давала серебряные и золотые медали за картины бытовой живописи, которая таким образом мало-помалу стала развиваться. Она уже была представлена первыми произведениями Перова, Якобия, Корзухина, когда несколько учеников академии, занимавшихся историческою живописью (в числе их К. Маковский) получили разрешение перейти на бытовую живопись. С 1861 г. В. В. Стасов (см.) решительно становится на сторону нового направления живописи вопреки многим голосам, жаловавшимся на упадок нашего искусства. В. В. Стасов, одобряя новое направление, безусловно порицал существовавшее еще тогда в академии классическое направление и, не отвергая исторической живописи, требовал только, чтобы и она стала русскою, народною. В 1863 г. оканчивали курс академии ученики, которых имена заслуживают, как сейчас выяснится, перечисления: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлев, К. В. Лемох, А. Григорьев, М. Песков и Н. В. Петров. Они должны были писать по конкурсу на большую золотую медаль, получение которой давало право на поездку и прожитие за границей в продолжение трех лет на счет Академии. В тот год совет Академии объявил новый порядок конкурса, по которому на большую золотую медаль будут задаваемы не сюжеты, как прежде, а темы общего содержания, каковы, например, гнев, любовь к отечеству и т. п., причем каждый ученик может выбирать тему из истории или современной жизни, сообразно своим наклонностям, но что на всех конкурентов полагается одна большая золотая медаль. Названные молодые художники хотя и видели в постановлении совета Академии значительную уступку духу времени, решились просить еще большего, а именно дозволить им вполне свободный выбор сюжетов, каждому по своим наклонностям, так как одна общая тема ≈ радость ли, гнев ли и вообще какая бы то ни было ≈ не может прийтись всем одинаково по способностям. Это прошение было принято не только неблагоприятно, но совет решил вместо общей неопределенной темы (радость, гнев и т. п.) назначить им "Пир в Валгалле". Тогда все ученики отказались от участия в конкурсе, вышли из Академии, сплотились в одно целое и вскоре образовали "Артель свободных художников". Этот протест произошел совсем не из духа неповиновения [На неповиновение намекал профессор архитектуры Тон, сказав ученикам, искавшим его содействия: "Если б это случилось прежде, то вас бы всех ≈ в солдаты"!], но оттого, что молодые художники чувствовали, что настала пора каждому из них творить не по чужой, хотя бы и академической, указке, а согласно требованиям своей личной художественной натуры. ≈ Возникшая с разрешения правительства артель имела свой устав и принимала всевозможные художественные заказы; добросовестное исполнение их привлекало много заказчиков, и артель скоро поправила свои денежные дела. К артели стали примыкать новые художники (Васильев, Трутовский, Якоби, Шишкин и др.). Задумали устроить свой клуб и при нем художественную школу на новых основаниях, но это не осуществилось. Члены артели, принужденные для добывания средств работать по заказу, лишь мало-помалу получали возможность отдаваться своему призванию, a тем временем начались и несогласия среди них. Один из них скрытно от своих сочленов принял даже от Академии художеств предложенную ему командировку за границу, а Крамской, энергично восставший против этого поступка и не получивший поддержки от других сочленов, вышел в 1870 г. из состава артели, которая затем скоро распалась. Однако дело развития самостоятельного творчества и подъема художественного духа с разрушением артели не погибло, потому что вслед за этим образовалось по инициативе Г. Г. Мясоедова Т. передвижных выставок, мысль о котором он начал развивать еще с 1868 г. К нему примкнули московские художники В. Г. Перов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников и А. К. Саврасов. Образовавшийся кружок предложил членам распадавшейся "Артели" соединиться с ним, но артель отнеслась к этому сначала холодно. Тем не менее Мясоедов и Перов в Москве, а Крамской и Ге в Петербурге деятельно разрабатывали идею нового предприятия, а в 1870 г. устав Т. был утвержден; члены Т. вступили в него (до 1898) в таком порядке: Мясоедов, Перов, Каменев, Саврасов, Амосов, Аммон, Ге, Крамской, М. П. Клодт, М. К. Клодт, Прянишников, Шишкин, Боголюбов, Гун, В. Е. Маковский, Максимов, Брюллов, Савицкий, Куинджи, Бронников, Беггров, Киселев, Ярошенко, В. М. Васнецов, Литовченко, Лемох, Н. Е. Маковский, Репин, Поленов, Волков, К. E. Маковский, Леман, Суриков, Неврев, Харламов, Кузнецов, Бодаревский, Дубовской, А. М. Васнецов, Светославский, Шильдер, Архипов, Левитан, Остроухов, Загорский, Лебедев, Степанов, Позен, Касаткин, Милорадович, Шанкс, Серов, Богданов-Бельский, И. П. Богданов, Корин, Ендогуров, Нестеров, Бакшеев, Орлов, Костанди. Многих из художников, здесь поименованных, уже нет в живых. Первая выставка Т. состоялась в 1871 г., в залах Академии художеств, и содержала 46 произведений. Кроме работ членов Т., тогда еще немногочисленных, на выставку по уставу Т. были допущены и работы экспонентов, предварительно рассмотренные и одобренные собранием членов нового общества. Из лучших картин этой выставки отметим: "Петр I допрашивает цесаревича Алексея Петровича" (картина Ге), "Привал охотников" (Перова), "Сцена из Майской ночи Гоголя" (карт. Крамского), "Грачи прилетели" ≈ А. К. Саврасова. Публика отнеслась к этой выставке с большим вниманием и сочувствием, и даже М. Е. Салтыков, редко занимавшийся произведениями искусства, отметил образование Т. как "замечательное для русского искусства явление", в особенности потому, что выставки его, по уставу Общества, должны были побывать в нескольких главных городах России. Не только Петербург и затем Москва, но и другие города должны были видеть выставки Т. и знакомиться с произведениями родного искусства не по одним картинам иллюстрированных журналов или впоследствии ≈ иллюстрированных каталогов выставок. Первая выставка имела и денежный успех; многие картины были проданы, известное число процентов отчислено в собственность общества, входной сбор разделен между членами Т. В числе лиц, приобретавших произведения членов Т., надо прежде всего отметить П. М. Третьякова (см.), которого имя навсегда связано с историей успехов русского искусства в продолжение больше четверти века. Его превосходная картинная галерея, составляющая теперь собственность города Москвы, и до сих пор по завещанию и на средства покойного ежегодно приобретает произведения русского искусства. Значение же участия П. М. Третьякова в развитии художественных дел Т. огромно: приобретая картины, он давал художникам средства к жизни и дальнейшей свободной эстетической работе и, таким образом, был причиной появления на свет многих произведений, сделавших честь русскому искусству. Т. передвижных выставок, или "передвижники", как вообще называют его членов, ободренное успехом первой выставки, устроило в 1872 г. вторую и затем ≈ вначале с некоторыми перерывами, а потом ежегодно ≈ открывало и продолжает открывать выставки: в 1897 г. состоялась 25-я выставка. Художественное значение этих выставок, хотя и не постоянно одинаковое, всегда было большое, потому что к Т. примкнуло большинство лучших русских художников. В "Энциклопедическом словаре" труды этих художников оценены в отдельных статьях-биографиях ≈ тем не менее, здесь необходимо дать отчет об общем характере выставок Т. Для этого помещаем здесь краткий список лучших произведений в каждом из больших двух отделов по родам живописи. К одному отделу можно отнести произведения, изображающие жизнь и взаимные отношения людей, а также идеалы их в форме религиозной живописи; сюда относятся исторические и бытовые картины, портреты, церковная живопись. Ко второму отделу относится изображение природы, т. е., в сущности, такие произведения, которые выражают чувство природы и, следовательно, косвенно ≈ отношения человека к природе. "Христос в пустыне", "Неутешное горе", "Майская ночь", портрет Григоровича ≈ Крамского ; "Иоанн Грозный и сын", "Не ждали", портрет В. В. Стасова, портрет Л. Н. Толстого ≈ Репина ; "Петр I и Алексей" ≈ Ге ; "Чтение положения", "Земство обедает" ≈ Мясоедова ; "Христос и грешница" ≈ Поленова ; "Приход колдуна", "Все в прошлом" ≈ Максимова , "Утро стрелецкой казни" ≈ Сурикова ; "Осужденный", "Крах банка", "В четыре руки" ≈ В. Е. Маковского ; "На войну" ≈ Савицкого ; "Спасов день", "Жестокий романс" ≈ Прянишникова ; "Суд над патриархом Никоном" ≈ Неврева ; "Всюду жизнь", "Хор", "Качели" ≈ Ярошенки ; "Устный счет" ≈ Богданова-Бельского ; "Сцена Варфоломеевской ночи" ≈ Гуна , "Углекопы ≈ смена" ≈ Касаткина ; "Рыболов", "Охотники на привале" ≈ Перова ; портрет Левитана ≈ Серова ; "Аленушка" ≈ В. М. Васнецова ; картины М. П. Клодта, Бронникова, Лемоха, Литовченко, Нестерова, Кузнецова и других тоже относятся к этому отделу картин. По пейзажной живописи: "Октябрь", "Зимний пейзаж" (начало зимы), "Моросит" ≈ Е. Е. Волкова ; "Зима", "Притихло" ≈ Дубовского ; "Тихий вечер" ≈ Ендогурова ; "После дождя", "Ночь на Днепре" ≈ Куинджи ; "Лесная глушь", "Бурелом", "Дубовая роща", "Корабельный лес" ≈ Шишкина ; "Грачи прилетели" ≈ Саврасова ; "У омута", "После дождя" ≈ Левитана ; "Сурамский перевал", "Дарьяльское ущелье" ≈ Киселева ; "Пашня" ≈ М. К. Клодта ; "Сиверко" ≈ Остроухова и картины Сетославского, маринистов Боголюбова и Беггрова и друг. Уже из этого небольшого и неполного списка можно видеть, что передвижников занимали все сюжеты ≈ от исторических в обширном смысле слова до простонародных бытовых, также и пейзаж во всех его разновидностях. Некоторые упрекают передвижников в тенденциозности, но скорее можно сказать, что они искали содержательности хотя и выразимой словами, но тем не менее не выходящей из области живописи. Таковы, например, "Причины неизвестны", "Всюду жизнь" и некоторые другие картины Ярошенки, прозванного многими "художником-гражданином". Крамской написал очень поэтическую "Майскую ночь" под влиянием рассказа Гоголя. Вообще, за крайне редкими исключениями, произведения передвижников богаты художественными идеями, даже пейзажи их вообще содержательны, служа чувству природы. Одни из них больше поклонники формы, чем красок, но есть и колористы. Скульпторами Т. никогда не было богато, но к ним принадлежит талантливый Позен. Состав Т. изменчив, но предание в нем сохраняется, так что новые художники, приглашаемые ежегодно в члены Т., принадлежат по художественным убеждениям к той же школе, что и группа основателей Т. У них не было ни крайних импрессионистов, ни, тем более, так называемых декадентов ≈ передвижники не допускали их в свою среду даже в качестве экспонентов. Безыдейная живопись, ныне пропагандируемая за границей, перешла отчасти и в Россию, но не к передвижникам. Но если техника живописи не есть все для этого искусства, то улучшения в ней должны быть знакомы художникам всяческих направлений. Старым художникам трудно усваивать новые начала, но молодым это доступно. Уже Левитан в некоторых последних своих картинах писал иначе, чем прежде, хотя не во всех случаях лучше прежнего. Некоторые из экспонентов сделали успехи в колоритности и смелости письма. Остается еще вопрос о том ≈ национальна ли группа передвижников. В числе членов Т. находится Бронников, занимающийся исключительно итальянскими сюжетами, Леман пишет только французских дам и всегда в Париже, Харламов, живущий постоянно за границей, давал на выставки Т. всегда иностранные сюжеты. Из пейзажистов Т. некоторые разрабатывают коренной русский пейзаж, другие пишут крымские или кавказские мотивы, т. е. не выходят из пределов России, которая от вечных льдов и снегов до всегда синего южного моря представляет неисчерпаемые красоты природы. Но некоторые художники выставляли пейзажи иноземной природы. Итак, Т. допускает в некоторой степени космополитизм, но в общем оно русское, национальное по своему направлению. Влияние Т. на русское искусство было большое, и даже в Академии художеств не только выставки сделались разнообразнее, но и устав Академии потерпел коренное изменение; академия обратилась в Высшее художественное училище, профессорами которого состоят некоторые члены Т., образуя Совет Академии. Первая передвижная выставка, кроме Петербурга и Москвы, побывала в Киеве и Харькове, но впоследствии и некоторые другие города были посещаемы выставками Т. Кроме ежегодных выставок картин, написанных за последний год, составлялись из непроданных картин по мере их накопления параллельные выставки для посылки в города, куда ежегодные по недостатку времени не достигали. Первая такая выставка побывала в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Пензе, Тамбове, Козлове, Воронеже, Новочеркасске, Ростове, Таганроге, Екатеринославле и Курске. Вторая параллельная выставка посетила Казань, Самару, Пензу, Тамбов, Козлов и Воронеж. Вообще, Т. за 30 лет своего существования дало возможность многим десяткам тысячам жителей городов, не имеющих никаких собраний картин, ознакомиться хоть с частью хороших русских художников. Из отчета за 25-летие видно, что за это время членами Т. написано 3504 картины, стоимостью до 2 миллионов рублей, продано на 1135635 руб. По всем городам ежегодно перебывало средним числом ок. 40000, а за все 25 лет около миллиона посетителей. Для нескольких городов, посещаемых постоянно передвижными выставками, сделан следующий приблизительный вывод относительно числа посетителей выставок. На 1000 чел. населения: Петербурга ≈ 18 посет. Москвы ≈ 19 " Харькова ≈ 34 " Киева ≈ 47 " Одессы ≈ 22 " Эти приблизительные числа показывают собственно число посещений, а не посетителей; во всяком случае, из них можно бы заключить, что провинциальные города оказывают как будто относительно больше внимания выставкам Т., чем столицы. ≈ Академия художеств, находя полезною деятельность Т., в свою очередь также устроила несколько передвижных выставок в некоторых из городов, посещаемых выставками Т. ≈ См. "Альбом двадцатипятилетия Т. передвижных художественных выставок 1872≈1897" (издание К. А. Фишера, 1899); "Передвижники и влияние их на русское искусство" А. Новицкого (1897). Ф. Петрушевский.