РЕФЛЕКСИЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕ́КСИЯ (от позднелат. reflexio - обращение назад),

• размышление, самонаблюдение, самопознание.

• (Филос.) форма теоретич. деятельности человека, направленная на осмысление своих собств. действий и их законов.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ -и, ж. (книжн.). Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Склонность к рефлексии. II прил. рефлексивный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

РЕФЛЕКСИЯ

рефлексии, мн. нет, ж. (латин. reflexio - отклонение; Размышление). 1. Отражение света на поверхности предмета (физ.). 2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере шекспировского Гамлета рефлексия преобладает над действием.

Толковый словарь Ефремовой

РЕФЛЕКСИЯ

1. ж.
Склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии.
2. ж.
То же, что: рефлекс (2*).

Этимологический словарь Фасмера

РЕФЛЕКСИЯ

рефле́ксия

•"размышление", уже в 1710 г., Шафиров; см. Смирнов 264. Через польск. refleksja из лат. refleхiō; см. Христиани 22.

Большой русско-английский словарь

РЕФЛЕКСИЯ

жен. reflexion
introspection

Новейший философский словарь

РЕФЛЕКСИЯ

принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. выступала предметом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума, через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его "умной энергии". Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принципа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам. Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в "трансцендентальном единстве апперцепции": "Я мыслю". Кант писал: "Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть…
Полное определение слова «РЕФЛЕКСИЯ»