ОТКРОВЕНИЕ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ОТКРОВЕНИЕ

ОТКРОВЕ́НИЕ, в монотеистич. религиях непосредств. волеизъявление божества или исходящее от него знание как абс. критерий человеческого поведения и познания. Выражается в тексте "писания" (в иудаизме и христ-ве - Библия, в исламе - Коран) и в "предании", также получающем письм. фиксацию (в иудаизме - Талмуд, в христ-ве - сочинения отцов Церкви, в исламе - Сунна).

Большой российский энциклопедический словарь

ОТКРОВЕНИЕ

"ОТКРОВЕ́НИЕ ИОАННА", см. Апокалипсис .

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ОТКРОВЕНИЕ

ОТКРОВЕНИЕ -я, ср. (книжн.).

• 1. cм. открыть.

• 2. То, что неожиданно открывает истину, вносит ясность, понимание. Эта новость - полное о. для всех. * Божественное откровение (высок.) - весть от ангела о предстоящем конце света, ниспосланная Богом Иоанну Богослову.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ОТКРОВЕНИЕ

откровения, ср. (книжн.). 1. сообщение, открывающее тайну (ритор.). Не требуй от меня опасных откровений. Пушкин. 2. То, что внезапно объясняет остававшееся непонятным, открывает какую-н. истину, дает новое понимание чего-н. Новая постановка вопроса была для всех откровением. 3. По христианским догматам - истина, сообщение, открывающие волю божества (церк.).

Толковый словарь Ефремовой

ОТКРОВЕНИЕ

ср.
1) Сообщение, открывающее тайну.
2) То, что внезапно объясняет остававшееся непонятным, открывает какую-л. истину, дает новое понимание чего-л.
3) Истина, сообщение, открывающие - по христианским догматам - волю Божию.

Толковый словарь В. И. Даля

ОТКРОВЕНИЕ

и пр. см. открывать.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ОТКРОВЕНИЕ

≈ проявление Высшего Существа в нашем мире, с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего оно от нас требует. В О. совмещаются, таким образом: 1) факт богоявления (теофании), посредством которого открывается нам Божество, и 2) религиозно-нравственное содержание этого факта, т. е. то, что в нем открывается. Присутствием первого элемента О. отличается от чисто человеческих учений и систем, а присутствием второго ≈ от тех иррациональных проявлений предполагаемых божественных или демонических сил, какими полна история всех религий. Различение О. личного от всенародного не может быть выдержано, так как вообще О. получается отдельными лицами, но не для них исключительно, а для более или менее широкого распространения. Более определенным oбpaзом различается в учении церкви О. в собственном смысле, формально признанное вселенским церковным авторитетом и обязательное для всякого верующего, от частных О., не имеющих такого обязательного характера, но допускаемых или даже рекомендуемых по причине их назидательности (таковы, напр., популярные во всем христианском Востоке О. св. Феодоры относительно будущей жизни). Как историческое явление, О. ограничивается областью религий Моисея и христианства и, как продукта совместного влияния обоих ≈ ислама. В других религиях понятие высшего существа таково, что не допускает действительного О. или по своей излишней отвлеченности (браманизм, буддизм, даосизм), или, напротив, по своей излишней материальности (все религии натуралистические или мифологические). Исключение, представляемое маздеизмом или парсизмом ≈ только кажущееся, ибо о первоначальном виде этой религии (во времена Ахеменидов) нам почти ничего положительного неизвестно, а позднейший или восстановленный парсизм (времен Арсакидов и Сассанидов), равно как и его обособившаяся отрасль ≈ манихейство, образовались несомненно под влиянием еврейских и христианских идей. Во всяком случае, самый ясный и полный тип О. представляет нам развитие еврейско-христианской религии.…
Полное определение слова «ОТКРОВЕНИЕ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ОТКРОВЕНИЕ

Откровение Авраама

≈ Апокриф этот встречается у нас уже в списке XIV в. (Сильвестровский сборник) и, с изменениями или без них, входит в состав Толковой Палеи. Основан он на еврейских сказаниях об Аврааме, отчасти внесенных в разные книги (Яшар, Мидраш, Гемара). Сказания эти перешли в апокриф не прямо, а путем греческих переделок. Перевод с греч. явился на славянском юге в глубокой древности, но южно-славянских текстов не сохранилось. Содержание "О. Авраама" сводится к тому, что Авраам убеждается в бессилии идолов, которых делает его отец Фарра: идол Марумаф, ударившись о другого идола, лишается головы; часть идолов, отправленных для продажи, при падении, разбивается; идол Варисат, приставленный для наблюдения к горящим дровам, частью сам сгорает. Авраам доходит до мысли о Боге, все сотворившем. Тогда слышится голос с неба, приказывающий Аврааму, после 40-дневного поста, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму ангел Иоиль ведет его на гору Хорив. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению дьявола Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Сначала они видят неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырех животных, семь небес и все, что делается на них, землю, преисподнюю и Эдем, в котором находятся Адам, Ева и Азазил. Авраам задает вопрос о том, каким образом Бог допустил грехопадение? Вместо ответа излагаются предсказания о будущих судьбах мира, указываются грехи и преступления на земле и наказания за них в будущей жизни. ≈ В близкой связи со второй частью этого апокрифа находится другой апокриф: "Смерть Авраама". ≈ См. Порфирьев, "Апокрифическия сказания" (исследование, 1873); Соболевский, "Древнерусская переводная литература" (литограф., 1892≈93 г., стр. 71). Тексты изданы А. Н. Пыпиным ("Памятники стар. рус. литературы", т. III). Н. С. Тихонравовым ("Памятники отреч. литературы") и И. Порфирьевым ("Апокрифические…
Полное определение слова «ОТКРОВЕНИЕ»
Орфографический словарь Лопатина

ОТКРОВЕНИЕ

открове́ние, -я и (богосл.) Открове́ние, -я

Большой русско-английский словарь

ОТКРОВЕНИЕ

ср. revelation божественное откровение – afflatus

с. revelation
~ Иоанна Богослова библ. the Revelation


Русско-немецкий словарь

ОТКРОВЕНИЕ

откровение с Offenbarung f c

Большой русско-украинский словарь

ОТКРОВЕНИЕ

сущ. ср. рода одкровення

Русско-испанский словарь

ОТКРОВЕНИЕ

откров́ение

с. revelación f

Русско-итальянский словарь

ОТКРОВЕНИЕ

с.


1) книжн. рел. rivelazione f


2) перен. rivelazione f, sorpresa f, autentica scoperta
эта новость - полное откровение для всех — questa notizia è stata per tutti una rivelazione

Русско-чешский словарь

ОТКРОВЕНИЕ

upřímnost

objev

inspirace

intuice

zjev

Русско-белорусский словарь

ОТКРОВЕНИЕ

адкрыццё, это было для всех откровением — гэта было для ўсіх адкрыццём

Русско-голландский словарь

ОТКРОВЕНИЕ

Открове́ние
n
orth. Openbaring van Johannes


Русско-голландский словарь

ОТКРОВЕНИЕ

открове́ние
n
ontbóezeming, openhartige bekéntenis, openbáring, onthúlling


Русско-узбекский словарь

ОТКРОВЕНИЕ

откровение с
1 рел. уст. ваћий;
2 кўзни очувчи янгилик, кутилмаган янгилик; такая постановка вопроса была ~м для всех масаланинг бундай ќўйилиши ћамма учун кутилмаган бир янгилик эди;
3 уст. очиќ (очиѓини) айтиш, рўйирост гапириш; дилдагини (дил розини) а

Русско-эсперантский словарь Е. А. Бокарёва

ОТКРОВЕНИЕ

revelacio; откровенничать разг. esti malkaŝ(em)a, esti sincera; откровенно malkaŝe, sincere; откровенность sincereco, malkaŝemo; откровенный malkaŝ(em)a, sincera.

Новейший философский словарь

ОТКРОВЕНИЕ

центральное понятие теистической мистики, выражающее акт непосредственного волеизъявления трансцендентного миру персонифицированного Бога, открывающего себя субъекту как абсолютную истину. О. понимается в теизме в нескольких значениях: 1) с одной стороны - в качестве фиксированного в Священном Писании как результате Божественного О. отцам церкви; 2) с другой - как процессуальный и незамкнутый диалог с Богом, понимаемый, в свою очередь, как а) результат индивидуально-мистической практики, непосредственное соприкосновение с Богом индивидуальной души - помимо клира и культа (причем в отличие от объективированности Писания в тексте, индивидуальный мистический опыт мыслится принципиально невербализуемым и неинтерсубъективным, и как б) непосредственный диалог с Богом всего человечества (этноса), понимаемый в качестве завершающей фазы исторического процесса, предполагающей всеобщую святость, евангельскую чистоту, отказ от мирских благ и братскую любовь (Иоахим Флорский в западно-европейской традиции и переосмысление идеи Апокалипсиса как очеловечивания и одухотворения мира - в восточно-европейской). О. мыслится в теизме как результат принципиально диалогического процесса: будучи проявлением снисхождения и милости Божьей, О. предполагает, с другой стороны, и глубинную внутреннюю готовность субъекта к его восприятию, предусматривая стадиальность соответствующих подготовительных процедур (прежде всего, аскетическая практика, а также специальные психотехники, направленные на достижения необходимого состояния сознания - см. Мистика ). Идея О. генетически восходит к нетеистским вероучениям, допускающим возможность пророчеств, понимаемых как говорение богов и духов устами оракула, личность которого в момент пророчества вытесняется сверхъестественными силами. Аналогично понималась в архаических культурах и поэзия как говорение вдохновенного богами субъекта (ср. Веды как "дыхание брахмана", "бого-духновенность" Священного писания в христианстве и т.п.). Важнейшую роль в становлении понятия О. сыграла оф…
Полное определение слова «ОТКРОВЕНИЕ»