МОЩИ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

МОЩИ

МО́ЩИ, останки людей, подвергшиеся естественной мумификации, обладающие, по церк. учению, способностью творить чудеса. Объект поклонения у православных и католиков.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

МОЩИ

МО́ЩИ -ей. Высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными. * Живые мощи (разг.) - об очень исхудалом человеке.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

МОЩИ

мощей, ед. нет. 1. Высохшие, мумифицировавшиеся вследствие пребывания в сухой почве остатки человеческого тела, выдаваемые церковью (преимущ. православной и католической) за "нетленные останки" т. наз. святых с целью религиозного обмана. С культом мощей связаны всевозможные фальсификации (куклы из ваты, восковые фигуры и т.п.). 2. перен. Об очень исхудалом человеке (разг. шутл.; ср. моща). Живые мощи (разг.) - то же, что мощи во 2 знач.

Толковый словарь Ефремовой

МОЩИ

мн.
1) Высохшие мумифицировавшиеся останки - иногда отдельные кости - человека, почитаемого церковью святым.
2) перен. разг. Изможденность, худоба.

Толковый словарь В. И. Даля

МОЩИ

мощь и пр. см. мочь.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

МОЩИ

≈ тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными. Почитание М., как святыни, ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений христиане употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение. М. св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне, считались "неоцененным сокровищем", ради "благодати, обитавшей в мученике". Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, и потому стали тела их сжигать или бросать в море. Когда тело св. Поликарпа, епископа смирнского, было сожжено мучителями, христиане, с большими затруднениями, собрали его кости, как "сокровище, более ценное, чем все драгоценные камни и золото". Луитпранд, король лангобардский, заплатил большую сумму, чтобы получить М. блаж. Августина. Руфин свидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины, чтобы получить М. св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III в.) установил праздники в память мучеников и их М. в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. На Западе папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы, "согласно древнему обычаю", литургия совершалась не иначе, как на М. мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на М. мученика, которые полагались под алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников, над их М. Этот обычай вошел в общее правило. На Западе, после IV в., М. обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий мог воздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря. М. находились даже в домашних церквях, помещались частицами в крестах, запрестольных и напрестольных, также в энколпиях (см. Крест). Случалось, что города спорили между собой о праве владеть М. святого (напр. Тур и Пуатье ≈ о М. св. Мартина). В настоящее время каждый православный храм имеет М…
Полное определение слова «МОЩИ»
Орфографический словарь Лопатина

МОЩИ

мо́щи, -е́й

Большой русско-украинский словарь

МОЩИ

сущ. разг. , рел. мощі от слова: мощь   сущ. жен. рода , только ед. ч. міць