МОНАДА: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

МОНАДА

МОНА́ДА (от греч. monas, род. п. monados - единица, единое), понятие, обозначающее в разл. филос. учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психич. активная субстанция в монадологии Г.В. Лейбница, воспринимающая и отражающая другие М. и весь мир ("М.- зеркало Вселенной").

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

МОНАДА

монады, ж. (греч. monas, букв. единство). 1. У древних математиков - единица. 2. У древних философов, напр. пифагорейцев, принцип, лежащий в основе бытия (филос.). Ѓ В идеалистической философии Лейбница - одна из непротяженных, неделимых духовных единиц, как бы одушевленных атомов, из к-рых состоит мироздание (филос.). 3. Низший организм, переходный от растений к простейшим животным (зоол. устар.).

Толковый словарь Ефремовой

МОНАДА

ж.
Неделимый первичный духовный элемент, который - вместе с другими подобными - составляет основу мироздания (в философии Г.В. Лейбница).

Толковый словарь В. И. Даля

МОНАДА

ж. единица, как начало исхода счета, силы и пр. Стихия, начало, неразлагаемое тело. Неделимая единица или существо, в царстве животном, как атом в телах вообще. Самый простор наливнячек, шариком.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

МОНАДА

(философ.) ≈ см. Лейбниц.

Словарь иностранных слов

МОНАДА

[<гр. monas (monados) единица, неделимое] - 1) название единицы у древних греков; 2) в идеалистической философии лейбница (1646-1716) - неделимые духовные первичные элементы, составляющие якобы основу мироздания.

Орфографический словарь Лопатина

МОНАДА

мона́да, -ы (филос.)

Словарь русских синонимов Н. Абрамова

МОНАДА

[единица как начало исхода счета, силы; неделимая единица или существо (Даль)] см. единица

Украинский толковый словарь

МОНАДА

мона́да

-и, ж.

1.
У давньогрецькій математиці – назва одиниці.

2.
У стародавніх філософів (піфагорійців) – одиничність як один із принципів буття.

3.
В ідеалістичній філософії Лейбніца – одна з непротяжних, неподільних духовних сутностей, що лежить в основі буття.

Большой русско-английский словарь

МОНАДА

жен. monad

ж. филос. monad


Русско-испанский словарь

МОНАДА

мон́ада

ж. филос. mónada f

Русско-белорусский словарь

МОНАДА

манада

Русско-латинский словарь

МОНАДА

monas, adis, f;

Новейший философский словарь

МОНАДА

(греч. monas - единица, единое) - понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М. и диады (греч. dias - двоица), являющейся математическим эквивалентом типичной для античной философии оппозиции определенности формы и текучей множественности возможностей аморфного начала (ср. айдион и апейрон у Анаксимандра, предел и беспредельное в раннем пифагореизме и т.п.). Так, у Спев-сиппа (преемник Платона по руководству Академией и сын его сестры Потоны) М. идентифицируется с мужским началом, персонифицированным Зевсом, и - соответственно - с духовным началом мира (умом-нусом), в то время как диада является олицетворением начала женского (материнского) и идентифицируется с мировой душой и материей. Семантика М., таким образом, представляет принцип оформленности, стабильности и единства, в связи с чем в неопифагореизме указанная оппозиция структурируется как аксиологически асимметричная: в концепции Нумерия, например, М. выступает как высший принцип бытия по отношению к подчиненной ей диаде. В эпоху поздней схоластики и Возрождения понятие М. вновь было актуализировано в учениях таких мыслителей, как Николай Кузанский и Бруно, и обрело семантику исходного и исключительного элемента мироздания, утратив свою сопряженность с диадой. В фокус значимости выдвигаются элементарность М. (служащая отправной точкой для создания Николаем Кузанским структурной модели бытия, прокладывающей дорогу разработке концепции бесконечно малых и дифференциального исчисления) и феномен сопряженности М. с ментальным началом (у Бруно М. выступает не только физическим, но и психическим элементом бытия, задавая гилозоистический импульс натурфилософским построением Ренессанса). Суарес использует его для обозначения единичной вещи как фундаментального акта бытия ("бы-тийственности"), первичного по отношению и к материи, и к форме как таковым. Понятие М. играет значительную роль в филос…
Полное определение слова «МОНАДА»