КАДАНС: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

КАДАНС

Каданс *

или каденция (cadenza ≈ итал., cadence ≈ франц., Schlussfall, Tonschluss ≈ нем.) ≈ остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в мажоре, так и миноре и состоят из аккордов главных ступеней лада, из которых последний ставится на сильном времени такта. К. бывают следующие: а) полные (аутентические); состоят из аккордов пятой и первой ступеней. Полный К. называется совершенным, если оба аккорда не обращены и последний имеет положение октавы; в противном случае К. называется несовершенным. б) Неполный, или церковный (плагальный, или плагиальный) К. состоит из аккордов четвертой и первой ступеней. в) Половинный К., или полукаданс, состоит из аккордов первой и пятой ступеней. Аккорд первой может быть заменен аккордом второй или четвертой ступеней. Последование аккордов первой и четвертой ступеней тоже считается половинным К. г) Ложный или прерванный К. (Trugschluss, Cadenza d'inganno, Cadenza sfuggiata, Cadence rompue, Clausula falsa) состоит из аккордов пятой и шестой ступеней. д) Сложный или распространенный К. состоит из соединения двух К.; церковного и полного. Более простой вид распространенного К. состоит из последования аккордов первой, четвертой, пятой и первой ступеней, причем аккорд первой применяется в необращенном виде. Кроме распространенного К., есть еще и другие, также заключающие в себе четыре аккорда и получившие названия от старинных церковных ладов: 1) ионийский К. в мажоре, состоящий из гармонизации верхнего восходящего тетрахорда мажорной гаммы. Гармонизация состоит из аккордов первой, четвертой, седьмой (секстаккорд уменьшенного трезвучия) и первой ступеней. 2) Ионийский К. в миноре, состоящий из подобной же гармонизации верхнего восходящего тетрахорда минорной гаммы. 3) Фригийский К. в миноре, состоящий из гармонизации нижнего нисходящего тетрахорда фригийской гаммы, т. е. гаммы ми без знаков. Он применяется в неискусственной гамме ля без знаков. Гармонизация состоит из аккордов первой, или шестой, третьей, четвертой, пятой ступеней. Этот К. применяется в качестве половинного К. 4) Подобие фригийского К. применяется в мажоре. Оно состоит из гармонизации верхнего нисходящего тетрахорда мажорной гаммы аккордами первой, третьей, четвертой к пятой ступеней. К., имеющие тоническое трезвучие в конце (полный, неполный, распространенный, ионийский), называются окончательными, другие же (половинный, прерванный, фригийский) ≈ неокончательными. К разряду К. относится и органный пункт. К. ≈ музыкальные знаки препинания: распространенный К. можно признать соответствующим точке, полный ≈ точке с запятой, неполный ≈ запятой, половинный ≈ вопросительному знаку, прерванный ≈ многоточию. Над последним аккордом К. нередко ставят фермату . H. Соловьев.