ИСКУССТВО: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ИСКУССТВО

ИСКУ́ССТВО,

• худ. творчество в целом - лит-ра, архитектура, скульптура, живопись, графика, декор.-прикладное И., музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве худ.-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность И. истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т.п.

• В узком смысле - изобр. иск-во.

• Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Большой российский энциклопедический словарь

ИСКУССТВО

"ИСКУ́ССТВО", изд-во Гос. к-та по печати Рос. Федерации, Москва. Осн. в 1936. Лит-ра по истории и теории изобр. иск-ва и архитектуры, театра, кино, радио и телевидения; альбомы, репродукции.

Большой российский энциклопедический словарь

ИСКУССТВО

"ИСКУ́ССТВО", журнал по вопросам изобр. иск-ва. Осн. в 1933 (в 1941-46 не выходил), Москва. Издавался как орган Мин-ва культуры СССР, СХ СССР и АХ СССР; с 1992 учредители - Редакция журнала и Моск. союз художников. В кон. 90-х гг. издание журнала приостановлено.

Большой российский энциклопедический словарь

ИСКУССТВО

"ИСКУ́ССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" ("чистое иск-во"), назв. ряда эстетич. концепций, утверждающих самоцельность худ. творчества, независимость иск-ва от политики и обществ. требований. Идеи "И.д.и." оформились в теорию к сер. 19 в. (Т. Готье, гр. "Парнас" во Франции).

Большой российский энциклопедический словарь

ИСКУССТВО

"ИСКУ́ССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ", ежемес. иллюстрир. журнал, в 1898-1902 издавался в С.-Петербурге Об-вом поощрения художеств под ред. Н.П. Собко.

Большой российский энциклопедический словарь

ИСКУССТВО

"ИСКУ́ССТВО КИНО", ежемес. лит.-худ. и критико-публицистич. журнал, с 1931, Москва. Учредители (1998) - Гос. к-т РФ по кинематографии, Союз кинематографистов России, Редакция ж. "И.к.".

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ИСКУССТВО

ИСКУ́ССТВО -а, ср.

• 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.

• 2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.

• 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и. * Из любви к искусству (разг. шутл.) - из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.

Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005

ИСКУССТВО

– особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, органически сочетающая художественное (образное) познание жизни и творчество по законам красоты и вызывающая эстетическое переживание. И. это не подражание жизни, а её отражение, оно способно познавать глубинные сущностные пласты человеческого бытия и всего мироздания. И. подразделяется на искусства тонические (поэзия и музыка) и на искусства образные (архитектура, скульптура живопись декоративно-прикладное искусство и т.д.). Сценическое и хореографическое И. относятся к тому и другому виду искусств. «Лишь в свободе художественное творчество становится подлинным искусством, и оно лишь тогда разрешает свою высшую задачу, когда вступает в один общий круг с религией и философией и является только одним из способов осознания и выражения божественного, глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа» (Г.Гегель).
«…Если вопрос: «Почему невозможно общество без искусства?» – остаётся открытым, а реальность исторических фактов заставляет его снова и снова ставить, то с неизбежностью напрашивается вывод о недостаточности культуры человечества. Искусство является великолепно организованным генератором языков особого типа, которые оказывают человечеству незаменимую услугу, обслуживая одну из самых сложных и не до конца ещё ясных по своему механизму сторон человеческого знания» (Ю.М.Лотман).


Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005

ИСКУССТВО

для искусства (чистое искусство) – условное название ряда эстетических концепций, внешний признак которых – утверждение самоценности художественного творчества, независимость искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач. Идеи «искусства для искусства» зародившись в середине ХVIII века, к середине ХIХ столетия оформились в теорию. «Игнорируя интересы общественной деятельности человека, представители «искусства для искусства» ограничивались миром интимных переживаний; стремились «красу долин, небес и моря и ласки милой воспевать», как иронически писал Н.А. Некрасов» (С.Калачева). «В русском искусстве лозунги «искусства для искусства» по-настоящему антиобщественными стали с 40-50-х гг. ХIХ в., когда их полемически противопоставляли «натуральной школе» или гоголевскому направлению» (В.Сквозников).