ЗНАМЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЗНАМЯ

(древнерусское ≈ стяг, хоругвь, прапор) ≈ кусок материи, прикрепленный к древку, имеющему наверху какое-нибудь эмблематическое изображение. З. были у всех народов с древнейших времен и ныне одинаково имеются как у народов цивилизованных, так и у диких. Первоначально, надо думать, З. в войсках имело целью служить указанием места сбора в бою, но такое значение З. давно уже утратилось, осталось значение внутреннее, как символа, выражающего идею единства, связывающего воинов в одно целое. Отсюда развитие и сохранение до настоящего времени взгляда на З., как на святыню, под которой соединяются верные своему долгу воины, с которой они идут в бой и за которую умирают. Отсюда же постепенная замена одного общего войскового З. отдельными знаменами тактических войсковых единиц. З. воинской части есть ее честь и слава. Потеря З. есть потеря чести; приобретение З. неприятельского составляет для победителя величайшую славу. Вместе с тем З. имело и имеет значение условного знака ≈ господства над страной, овладения крепостью или городом, ставки полководца и проч. У евреев времен Моисея каждое колено, кроме левитова, имело свое особое З. У египтян вместо З. были насаженные на пики разные аллегорические фигуры. У китайцев и индусов З. состояли из трех основных частей современного З. полотна, древка и наконечника. У римлян сперва были пики, с насаженными на них изображениями зверей или человеческой руки; затем явилось изображение орла, над которым иногда прикреплялась поперечина, с куском драгоценной ткани. С принятием христианства орел был заменен крестом и начальными буквами имени Иисуса Христа. В средние века, у германцев, З. получили еще большее распространение. В XII и XIII стол. стали различать З. имперское, государственные, областные, отрядные, народные и проч. У восточных народов, современ Магомета, З. всегда особенно почитались. У аравитян З. пророка было величайшей святыней и охранялось отборной дружиной. З. у них имели изображение полумесяца на верхушке или на полотне. Этот отличительный знак сохран…
Полное определение слова «ЗНАМЯ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЗНАМЯ

Знамя московский журнал

≈ еженедельный литературный журнал, издается в Москве с 1899 г. Изд. А. Д. Пустошкина, ред. Н. Д. Облеухов.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЗНАМЯ

Знамя отличительный знак

≈ отличительный знак, употреблявшийся в древней России вместо подписей безграмотных; знак собственности, выставлявшийся на шкурках зверей, вносимых вместо податей, и на бортных ухожьях (деревьях со пчелами). См. Клейма.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЗНАМЯ

Знамя с.-петербургская газета

≈ ежедневная газета, издается в СПб. с 1902 г. Издатель-редактор П. А. Крушеван. Орган крайнего ретроградства и антисемитизма.

Этимологический словарь Фасмера

ЗНАМЯ

зна́мя

•мени ср. р., др.-русск. знамя "знак, печать", ст.-цслав. знамѩ, болг. зна́ме, чеш. znamě, польск. znamię "признак". От знать. Отсюда же произведены зна́менье, ст.-слав. знамениѥ σημεῖον, σφραγίς (Супр.), ср. греч. γνῶμα "признак". Сходство с лат. cōgnōmen "имя" случайно. О последнем см. Вальде–Гофм. 2, 174; иначе Траутман, ВSW 371.