ДЕИЗМ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ДЕИЗМ

ДЕИ́ЗМ (от лат. deus - бог), религ.-филос. доктрина, к-рая признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. "промысел божий", чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума (см. Естественная религия ). Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значит. роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ДЕИЗМ

ДЕИЗМ [дэ], -а, м. Религиозно-философское учение о Боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами. II прил. деистический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ДЕИЗМ

деизма, мн. нет, м. (от латин. deus - бог) (филос.). Религиозно-философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей.

Толковый словарь Ефремовой

ДЕИЗМ

м.
Религиозно-философское учение (XVII-XVIII вв.), допускающее существование Бога как творца мира, но отрицающее его участие в жизни природы, общества, человека.

Толковый словарь В. И. Даля

ДЕИЗМ

деисм м. учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение, и вообще богословское, догматическое учение. Деист м. деистка ж. последователь, чтитель этого учения. Деистический, к деизму относящийся.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ДЕИЗМ

≈ термин весьма неопределенный. Обыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок (moralische Weltordnung Фихте-старшего). Теизм, напротив, обозначает веру в личного Бога и в существование Промысла. Хотя Д., по-видимому, явление религиозной жизни, но в действительности это скоре течение мысли, относящееся к общей истории культуры. С точки зрения философской Д. представляет собой момент в истории развития представлений о Божестве. Политеизм уступает место монотеизму еще в Греции благодаря Ксенофану и его последователям. Он же старается устранить и антропоморфные представления из понятия Божества; но в идее личного Бога, творца и руководителя мира, все же остается антропоморфный элемент, ибо личность немыслима без сознания, сознание же есть атрибут человека. В устранении этого элемента состоит философский мотив Д. С другой стороны, причину деистического направления следует искать в общих условиях умственного состояния XVII века. Научные открытия должны были повлиять на религиозные представления и вызвать критику основ религии ≈ откровения и догматов, принимаемых христианской церковью. По этой причине нельзя согласиться с определением Д., данным Боссюэ: "un athéisme déguisé". Деистическое движение было естественным и необходимым результатом общего положения знания в XVII в.; это было движение рационалистическое, с его хорошими и дурными сторонами; к первым следует отнести защиту свободы совести, борьбу с суевериями и указание на нравственный момент как на наиболее существенный во всякой религии; ко вторым ≈ то непонимание исторических явлений, которым страдало деистическое направление. Принципом и критерием деистов был разум в форме так называемого "здравого смысла", общего всем людям: отсюда их псевдоуниверсализм, отсутствие исторической точки зрения, борьба против всего, что превышает понимание здравого смысла. Оттого и результаты деистического движения были отрицательные: деисты…
Полное определение слова «ДЕИЗМ»
Словарь иностранных слов

ДЕИЗМ

[фр. delsme <лат. deus бог]- религиозно-философское учение, распространенное в 17-18 вв., признающее бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества (ср. теизм), представители деизма считали бога безличной первопричиной, отвергали религиозный фанатизм, отстаивали свободу вероисповедания; с возникновением марксистского атеизма д. утратил свое прогрессивное значение.

Орфографический словарь Лопатина

ДЕИЗМ

деи́зм, -а

Большой русско-английский словарь

ДЕИЗМ

муж.
филос. deism

deism


Большой русско-украинский словарь

ДЕИЗМ

сущ. муж. рода , только ед. ч. филос. деїзм

Русско-французский словарь

ДЕИЗМ

м. филос.
déisme
m


Русско-испанский словарь

ДЕИЗМ

де́изм

м. филос. deísmo m

Русско-итальянский словарь

ДЕИЗМ

м.
deismo

Русско-чешский словарь

ДЕИЗМ

deismus

Русско-белорусский словарь

ДЕИЗМ

дэізм

Русско-голландский словарь

ДЕИЗМ

деи́зм
m
deïsme het


Русско-грузинский словарь

ДЕИЗМ

მ. დეიზმი.

Новейший философский словарь

ДЕИЗМ

(лат. deus - бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно Д., Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креаци-онный акт как исходное чудо начала (причинения) мира (семантическая фигура акта Божественного "первотолчка"), не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам. Соответственно, в качестве семантически акцентри-рованных доказательств бытия Божьего в Д. выступают, в первую очередь, космологическое и, отчасти, телеологическое, актуализируя в Д. идею предустановленной гармонии. Д. противостоит - в плане осознанной оппозиции - теизму как основанному на презумпции предельной персонификации Бога, концепции диалогичности отношений человека с Богом (концепция откровения) и идее теургии (лат. theour-gyia - боготворчество) как чудодейственного вмешательства Бога в мир, а также - объективно - пантеизму и атеизму. Семантическим центром и исходным пафосом Д. выступает смена теургической парадигмы интерпретации мира как перманентного чуда на парадигму трактовки бытия как развивающегося по разумным законам, имеющего внутреннюю логику ("разумное начало") эволюции, а потому открытого для рационального осмысления и познания. Согласно Д., познавательный процесс также фундирован изначально заложенным в человека Богом и - применительно к индивиду - врожденным "разумным началом" и ориентирован на постижение четырех ступеней истины: 1) онтологически трактуемая истина как самотождественность объекта ("истина вещи"), 2) феноменологически трактуемая истина как согласованность явления и сущности ("истина явления"), 3) логически трактуемая истина как соответствие содержания понятия своему денотату ("истина понятия"), 4) гносеологически трактуемая истина как "правильное рассуждение о вещах" ("истина разума"). Как оформленное и рефлексивно осознающее свои основания направление философской мы…
Полное определение слова «ДЕИЗМ»