ДАДАИЗМ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ДАДАИЗМ

ДАДАИ́ЗМ (франц. dadaIsme, от dada - конёк, дерев. лошадка; детский лепет), авангардистское лит.-худ. течение в 1916-22. Сложился в Швейцарии, в кругах анархиствующей интеллигенции (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Творч. установкой дадаистов стали провокативность, желание шокировать публику, стремление к разрушению традиц. эстетич. норм (подражание "заборным" каракулям, комбинации произвольно выбранных предметов, наклейки на живописный холст и др.). В 20-х гг. Д. во Франции слился с сюрреализмом, в Германии - с экспрессионизмом.

Словарь иностранных слов

ДАДАИЗМ

[фр. dadalsme < dada бессвязный детский лепет] - модернистское течение в западноевропейском, преимущ. французском и немецком искусстве, существовавшее в 1916-1924 гг.; программой дадаизма был вызывающий нигилистический протест алогическими средствами абсурда против традиционализма и буржуазных условностей в искусстве; с дадаизмом преемст-веншэ связаны сюрреализм и акспрессионизм.

Орфографический словарь Лопатина

ДАДАИЗМ

дадаи́зм, -а

Русско-белорусский словарь

ДАДАИЗМ

дадаізм

Русско-голландский словарь

ДАДАИЗМ

дадаи́зм
m
dadaïsme het


Новейший философский словарь

ДАДАИЗМ

направление в модернизме, культивируемое в период с 1916 по 1921 и связанное с именами таких авторов, как Т. Тцара (основоположник Д.), X. Балль, Р. Хюльзенбек, Г. Арп, М. Янко, Г. Прайс, Р. Хаусман, В. Меринг, О'Люти, Ф. Глаузер, П.А. Биро, М. д'Ареццо, Дж. Канторелли, Р. ван Реез, Г. Тойбер, А. Морозини, Ф. Момбелло-Пасквати, Ф. Пикабия, К. Швиттерс и др. Д. был поддержан А. Брето-ном, Ф. Супо (см. Сюрреализм ), П. Реверди, П. Элюаром, Л. Арагоном и др. В определенный период своего творчества к нему примыкали Г. Гросс, М. Дюшан, М. Эрнст. Название течения связано с центральным для Д. термином "дада", характеризующимся предельной плюральностью и в силу этого принципиальной неопределенностью значения: по формулировке Т. Тцары, "из газет можно узнать, что негры племени Кру называют хвост священной коровы: ДАДА. Кубик и мать в определенной местности Италии: ДАДА. Деревянная лошадка, кормилица, двойное согласие по-русски и по-румынски: ДАДА...". За нарочито педалированной внешней эпа-тажностью Д. (танцы в мешках "под урчание молодых медведей", вечера "гимнастической" и "химической" поэзии с неизменным вмешательством полиции, скандально известная попытка М. Дюшана выставить писсуар в качестве произведения искусства для экспонирования на Нью-Йоркской выставке 1917 и т.п.) стоит программный отказ Д. от традиционных ценностей разума, религии, морали и красоты, фундированный глубинным идеалом свободы. И если на уровне эксплицитных самоопределений этот идеал выглядит сугубо негативным (классический лозунг Д. "дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего; несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего"; тезис Тцары о том, что "дада ничего не означает"; ретроспектива Г. Гросса: "Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали.., мы представляли собой чистый нигилизм, и нашим символом являлось Ничто, Пустота, Дыра" и т.п.), то на уровне основополагающих идей Д. обнаруживается серьезная по…
Полное определение слова «ДАДАИЗМ»