Введите слово, значение которого Вас интересует:

нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Значение слова «РОДИНы».

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

РОДИНЫ

РОДИНЫ -йн (прост.). Празднованиерождения младенца.

Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

РОДИНЫ

(этногр.) ≈ празднование рождение ребенка. Почти у всех народов оно обставлено разными поверьями и обрядами, большей частью идущими из глубокой древности и раскрывающими воззрения древнего человека на беременность, на новорожденного ребенка и на различие между мальчиками и девочками. В некоторых обрядах просвечиваются следы древних культов воды и огня. У многих народов древнего и нового времени, в особенности у древних евреев и в некоторых славянских странах (например, в Болгарии), чадородие считается большим благословением; особенное предпочтение отдается мальчикам. Этим предпочтением обусловлены многие свадебные обряды: на колени невесты сажают мальчика, мальчики бьют невесту шапками и т. п. Другой разряд поверий и обрядов рассчитан на охранение родильницы и ребенка от колдовства: родильница старается скрыться от посторонних, местами (в Малороссии) около неё кладут нож, освященный на Пасху, или васильки, местами (в Болгарии) кольцо, чеснок, местами (в Великороссии) веник и пр. Третий разряд обрядов вызван желанием облегчить роды: таков почти повсеместно распространенный обычай развязывания узлов и отмыкания замков. Четвертую группу составляют очистительные обряды. По исконным народным поверьям, роды делают родильницу и ребенка нечистыми. До окончания естественного очистительного процесса прикосновение к женщине и даже самое ее присутствие считается вредным и опасным. Оттого родильница местами в Великороссии некоторое время скрывается в бане, в Чехии ее некоторое время не допускают к колодцу. Обычные народные средства очищения ≈ огонь или вода. Родильницу переводят через огонь или купают ее, опрыскивают, обмывают ей руки. В старое время, местами и ныне, тщательно сохраняют "сорочку", т. е. ту перепонку, в которой иногда рождаются дети. В России, Франции, Англии и многих других странах считают счастливыми детей, родившихся в сорочке (être né coiffé). Поверье это основано на древнемифическом представлении о пребывании в сорочке души или духа ≈ ангела хранителя, фильгии скандинавской мифологии. У славянских и германских народов важное значение, наряду с "сорочкой", придается еще пуповине, которую также сохраняют. Дикие народы не отмечают праздником рождение ребенка; у полукультурных народов празднуется лишь рождение мальчика. В России празднование родин существует издавна. В древней летописи такое празднование упоминается под 1196 г. (гости быша в радости, в веселии и в любви). Празднества Р. произошли из благодарственного жертвоприношения богам и из обрядового усыновления новорожденного со стороны отца ≈ владыки дома, вроде римского "humi positio infantum". Существующее во многих местах обрядовое употребление на родинах каши указывает, что каша была главным жертвенным приношением. В одном старинном Цветнике сохранилось указание, что "бабы каши варят на собрание роженицам". Верование в рожениц было общее всем славянам и даже всем арийским народам, с незначительными видоизменениями в названии богинь и в их культе (судицы, суженицы, парки и пр.). Из отдельных родинных поверий и обрядов выдаются кувада, постриги, размывки или "злывки" и продырыны. 1) Кувада ≈ существующее у диких народов представление о физической связи между детьми, при их рождении, и отцом, и проистекающий отсюда обычай мужей охать при рождении детей их женами или вообще фиктивные роды мужчин. В различных видоизменениях кувада встречается у многих народов Африки и Азии, известна в виде культурного переживания и в Европе, в наиболее чистом виде ≈ в Бискайе; в некоторых местах Великороссии, например в Смоленской губернии, мужья при родах жены стонут, в Малороссии развязывают на себе узлы. 2) Постриги встречаются у многих народов или в виде полного острижения младенца, или в виде отрезки у него клочка волос. У древних перуанцев новорожденного остригали каменным ножом ≈ указание на древнейшее происхождение обряда. В древней России постриги были всеобщи; они упоминаются в Лаврентьевской летописи под 1192, 1194, 1212, 1302 гг. В царском обиходе XVII в. они совершались с большой торжественностью. В Малороссии бабка отрезает три пучка волос; местами первую стрижку устраивают через год. Значение обычая ≈ символическое жертвоприношение ребенка, в значении pars pro toto, вероятно для ублаготворения рожениц. В одном старинном Цветнике постриги ставятся в прямую связь с поклонением роженицам. Детские постриги стоят в обрядовом родстве с отрезанием или урезанием косы невесты на свадьбах. См. Постриг. 3) Размывки ≈ обрядовое очищение рук повивальной бабки в Великороссии и Малороссии: бабка, в присутствии лишь женщин, кладет в таз с водой хмель, деньги и т. п. и с заговорами, приговорами и пожеланиями моет лицо родильницы и свои руки. Местами (в Оренбургской губернии) родильницу ставят при этом на топор или венок (от колдовства). Обряд совершается 6 недель спустя после родов. Очищение водой бабки и родильницы встречается у многих народов, оно было в ходу и у древних греков, спустя неделю после родов. 4) Продырыны ≈ обычное кое-где в Малороссии семейное торжество на другой день после крестин, иногда, поэтому, называемое похрестынями. Идет выпивка, разные пожелания, затем с песнями ведут бабку по селу, причем обыкновенно поют песню на тему: "у нас дытына не крадена". Название продырыны ≈ шутливое, значит "продирать очи", "щоб було зирке". В продырынах усматривают остаток арийского обычая публичного признания ребенка отцом и торжественного присоединения его к роду. С родинами тесно связаны поверья о подменыте или одмине (см.), боязнь наузов (см.), разнообразные заговоры (см.), разные проявления народной медицины (см.). Литература Р. очень обширна, разнообразна и разбросана. О родильных обрядах речь идет во множестве этнографических сборниках, наиболее подробно в "Сборнике Харьковского Историко-филологического Общества" (т. X, 10≈29, в ст. г. Милорадовича); Чубинский, "Труды этнографической экспедиции в западнорусском крае", IV, 1≈19; "Этнографические Сборники", изд. Русского географического общ.; исследования Н. Сумцова в "Журнале Мин. Народного Просвещения", 1880, CCXII, 68≈94, и в "Киевской Старине", 1889, октябрь; "Этнографическое Обозрение" (см по указателям г. Куликовского к I≈XV тт., 36, и к XVI≈XXXI, 49), Ploss, "Das Kind in Brauch und Sitte der V ö lker" (Лейпциг, 1884), "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа" (т. XX, 91≈157, 48; XVII, 89; IV, 40≈76; VI, 159≈164; II, 13); Тэйлор, "Первобытная культура" (II, гл. 18). Н. Сумцов.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

РОДИНЫ

родин, ед. нет (простореч.). Празднование рождения младенца.

То же, что роды. Наступает срок родин. Пушкин.

выполнено за 0.08 сек.